Найти в Дзене

И чудо, и чудовище

Думая о чудовищах греческой мифологии, мы, чаще всего, вспоминаем Немейского льва или Минотавра, на худой конец Лернейскую гидру, а, между тем, у греков было чудовище и пострашнее.

История Пандоры и ее "чудесного ящика" сегодня довольно популярна и все мы знаем, что подвенечным даром красавицы стали множественные беды и болезни, выпущенные ею на землю, а на дне ящика осталась не успевшая выпорхнуть надежда. (В этой легенде не все так однозначно как кажется и у нас есть о ней отдельный пост).

Впоследствии, философы - гуманисты много рассуждали о том, что то, должно быть, была ложная надежда, которая, как известно - худшее из зол. Но нет. Надежда, притаившаяся на дне злополучного ящика, была самой обычной, той самой, которую в Греции звали Элпис, а в Риме позднее - Спес. Для ложной надежды у греков было иное божество или, скорее, чудовище - Химера.

Сегодня считается, что Химера была дочерью змеедевы Ехидны и Тифона (могучего титана, низвергнутого Зевсом). Однако сами греки были в определении отцовства Химеры не так однозначны. Первой любовью Ехидны был отнюдь не Тифон, с которым она сошлась от отчаяния, а звездноглазый Аргус. Сотнями своих сияющих очей он покорил могучую змеедеву и свет этой любви передался ее первому ребенку - Химере. Она родилась сияющей и крылатой.

Нет, Химера не была красавицей подобно своей змеехвостой матери, в ее облике словно слились самые немыслимые существа: змея, лев и коза, но она сияла подобно звездам - она была и чудом, и чудовищем. Крошечной, сверкающей бабочкой кружилась Химера по пещере, где жила Ехидна, напоминая матери о навеки утраченной земле и ускользнувшей любви.

Если была среди земных красавиц такая, которую Гера - жена олимпийского Зевса ненавидела особенно люто, так это Ехидна. Еще в ту пору, когда титанида не отрастила змеиный хвост, а бродила по земле на вольных ногах и славилась красотой, она привлекла внимание Зевса. Могучий Громовержец пожелал спрятать красавицу куда-нибудь подальше от глаз возможных соперников и союзников, а Гера мечтала просто убрать соперницу с глаз долой. И лукавый Мом присоветовал им обоим одно - укрыть Ехидну в глубокой пещере у самого Тартара.

Так боги и сделали, перенесли спящую Ехидну в самую непроглядную из земных пещер и ядовитые пары Тартара отравили спящую деву и превратили ее ноги в змеиный хвост. Она не смогла выбраться из пещеры и вся ее сила обратилась в ярость и злобу, но красоты своей она не утратила. Так что Гера пристально следила за змеехвостой красавицей и радость последней ее не радовала.

Гера похитила у Ехидны Химеру. Она убедила своего верного слугу многоглазого Аргуса в том, что это он, а не Тифон - отец Химеры, не даром же дитя сияет светом самих звезд. Пока мать малолетнего чудовища спала, Аргус выманил Химеру из пещеры и отдал ее на воспитание Гере. Впрочем, гордая красавица отнюдь не мечтала воспитывать чужого ребенка, а только хотела похитить дитя у матери. Гера отправила крошку в дальние земли, видимо, в надежде, что без материнских забот та умрет.

Но в жилах Химеры текла кровь древних титанов. Она поселилась в Ликийских землях у самого жерла вулкана, названного позже в ее честь. Она выросла одна, лишенная заботы и какого бы то ни было общества. Так что тому, что Химера не отличалась дружелюбным характером, удивляться не приходиться. Местные жители связывали с ней не только случайные трупы, но и почти любые аномальные бедствия от внезапного шторма до мора скота.

Химеру победил Беллерофонт, оседлав Пегаса он сразил крылатую титаниду стрелой из лука. Впрочем, в глазах истории эту битву выиграл отнюдь не красавец - герой, имя которого сегодня известно только любителям греческой истории и литературы. А вот имя Химеры знает каждый, оно даже успело стать нарицательным, ознаменовав собой самую причудливую и несбыточную из идей.

Химеры. Майкл Паркес.
Химеры. Майкл Паркес.

Следует упомянуть, что в описаниях и изображениях последующих веков образ Химеры довольно быстро стал антропоморфным. Черты животных, чьи атрибуты изначально входили в ее облик, стали скорее рудиментарными и сегодня Химера - это, как правило, крылатая красавица, впрочем, не менее опасная, чем ее хищные предшественницы.