SPIRIT IN THE NIGHT
оригинал: Bruce Springsteen & E.Street Band (LP "Greetings from Asbury Park, New Jersey" 1973)
SPIRITS IN THE NIGHT
кавер - версия: Manfred Mann's Earth Band (LP "Nightingales & Bombers" 1975)
История ночной поездки юных балбесов, которые решили устроить вечеринку на берегу озера (Greasy Lake, реальное место в окрестностях Нью-Джерси).
Их имена говорят сами за себя: Crazy Janey, Wild Billy, G-Man, Hazey Davy, Killer Joe - те ещё ребятишки. Они-то и есть "Духи в ночи".
Точнее, в оригинале Спрингстина название писалось с "духом" в единственном числе, что несколько отличается по смыслу от того, что получится у Манфреда, когда он сделает название множественным.
Именно тогда "Дух ночи" и превратится в "Духов в ночи", однако, это случится позже и рассказ о кавер-версии пока отложим, вернувшись к героям песни.
А герои, они же - "Духи" на Сальном Озере, как и положено, "making love in the dirt and singing their birthday songs", потом слегка подерутся "комками грязи", cотворят прочие пьяные и галлюциногенные безобразия. После чего, довольные собой, вернутся домой. Такова фабула...
Однако, я - не Спрингстин, как вы понимаете, и мое переложение текста звучит глуповато, мягко говоря, а реальный текст Брюса великолепен.
Для тех, кому интересно - рекомендую отменный разбор текста, сделанный на канале Tricky English.
Именно благодаря отличному тексту и жёсткому, почти маршевому ритму, песня с дебютного альбома талантливого рокера из Нью Джерси прозвучала как "манифест поколения" (подобных манифестов Брюс потом напишет еще много).
Великолепный рифф и соло, исполненное Кларенсом Клемонсом (Clarence Clemons), саксофонистом из группы Спрингстина, создаёт нужное настроение и делает "Духов" мгновенно запоминающимся хитом.
Таков оригинальный вариант.
Дебют молодого (24 года) Спрингстина прошёл почти незамеченным для публики, но обратил на себя внимание ценителей.
В числе ценителей был и признанный корифей британской рок-сцены - клавишник и бэндлидер Манфред Манн (Manfred Mann).
Корифей выбрал эту песню для своего альбома 1975г "Соловьи и бомбардировщики" (Nightingales & Bombers) и сделал ее ударно-прорывным синглом. Этот альбом, по расчётам Манфреда, должен был стать катализатором нового взлёта его забуксовавшей музыкальной карьеры.
Сразу скажу, что расчёт хитрого Манфреда Любовица оправдался полностью - с этого альбома начался "золотой век" Manfred Mann's Earth Band (если говорить о коммерческом эквиваленте этого дела), и не последнюю роль в будущем взлёте сыграли, открывавшие пластинку "Духи в ночи".
Признанный клавишных дел мастер - маэстро Манфред взял исполнение козырного рифа на себя. Он замедлил темп и подобрал нужный тембр на синтезаторе, создав ощущение мрачной монументальности, в духе Пинк Флойд.
Саспенс в песне нарастает от куплета к куплету и в финальном крещендо звучит мужественный хор "Together we moved like spirit in the night".
Но если у Спрингстина в этом хоре главным было слово "togehter", то у Манфреда (точнее у его вокалиста Мика Роджерса) главное слово - "night". В этом переносе ударного акцента есть своя символика и концептуальность.
В финале песня достигает такого уровня напряжения и патетического романтизма, что кажется уже не "Crazy Janey and her mission man" c друзьями возвращаются с загородного party, а аргонавты возвращаются с Золотым Руном на борту.
Впечатляющая кода мгновенно переходит в яростный и скоростной инструментал следующей вещи альбома...
Великолепная работа мастера, доказавшего, что он по праву занимает место в ряду лучших аранжировщиков и клавишников своего времени.
Сам Брюс позже признавал, что кавер звучит достойно. Расчувствовавшись, он даже вспомнил, что в юности копировал манеру Пола Джонса - певца из первой манфредовской группы.
Вот собственно и всё. Остаётся добавить, что для своего следующего альбома (Roaring Silence, 1976) Манфред снова взял песню Спрингстина с того же альбома (Blinded by the Light) и опять она открывала пластинку.
И Манфреда снова ждал полный и безоговорочный успех с брюсовским кавером в чартах и магазинах. Такой успех, какого он не знал раньше и какого никогда больше не будет у Манфреда Мэнна после.
Но это уже совсем другая история ...
Driver Pete, 11/11/2004
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Бежавшая по волнам, но упавшая с лестницы (часть первая)
Прощание с Земляничными Полянами
Будешь ли ты любить меня завтра?
Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию великого альбома)
Она написала самую знаменитую песню XX века (Памяти Консуэло Веласкес)
День, когда умерла музыка
Лаленья. Любимые кавер-версии (Donovan / Deep Purple)