Найти тему

Партизан, который ходил в немецкой форме, и был чертовски результативен. По прозвищу Михайло (Мехти Ганифа Оглы Гусейн-заде)

Оглавление

В партизанской армии Югославии сражались тысячи граждан Советского Союза. Одним из них был азербайджанец по национальности Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде по прозвищу Михайло. Этот партизан, во время Великой Отечественной войны прославился своими дерзкими диверсиями против немецких оккупантов в Словенском Приморье, где возглавлял диверсионно-разведывательную группу при штабе 9-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии.

Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде
Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде

Детство требовало стать художником

Мехти Гусейн-заде родился 22 декабря 1918 года в селении Новханы, которое находится между Каспийским морем и необычным озером Масазыргёль. Необычно это озеро тем, что из-за высокой концентрации соли в воде оно имеет красноватый оттенок. Живописная природа Азербайджана наложила свой отпечаток на характер Мехти Гусейн-заде. Ещё в детстве он начал рисовать и писать стихи.

К сожалению, мальчик очень рано остался сиротой. Его отец Ганифа Гусейнов был одним из активных борцов за установление Советской власти в Азербайджане, членом Мусульманской социал-демократической партии, а позже на посту начальника Азмилиции участвовал в борьбе с бандитизмом на территории Азербайджана. В этой борьбе он и сложил свою голову в 1922 году. Мать Мехти тоже не прожила долго, и мальчик в дальнейшем воспитывался своей тётей.

Мехти Ганифа (слева), со своим учителем композитором Саидом Рустамовым
Мехти Ганифа (слева), со своим учителем композитором Саидом Рустамовым

В возрасте семи лет Мехти пошёл учиться в 77-ю среднюю школу, директором которой был Сулейман Сани Ахундов знаменитый азербайджанский драматург, детский писатель и педагог, а первым преподавателем мальчика стал композитор Саид Рустамов впоследствии Лауреат Сталинской премии третьей степени. Учителя сразу заметили талантливого ученика и приложили все усилия, чтобы раскрыть его способности.

Мехти Гусейн-заде страстно желал стать художником и после школы пошёл учиться в Бакинское художественное училище, а после его окончания в 1936 году, уехал в Ленинград в надежде поступить в Академию художеств. Однако сделать этого он не смог и поступил в Ленинградский институт иностранных языков, где практически в совершенстве овладел французским языком.

Великое испытание началось

Великую Отечественную войну Мехти Гусейн-заде встретил на даче в Шувелянах. По воспоминаниям его младшей сестры, тётя уговаривала племянника остаться за городом, но тот, обняв её за плечи, сказал: «Я не могу остаться на даче. Вдруг мне пришлют повестку из военкомата, а меня дома не будет. Я же комсомолец. Мой долг встать на защиту Родины».

Красноармеец Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде
Красноармеец Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде

9 августа Мехти призвали в ряды красной армии, и после окончания Тбилисского военно-пехотного училища его в должности командира миномётного взвода отправили на фронт под Сталинград, где в этот период шли ожесточённые сражения. Но долго провоевать Мехти не удалось: в августе 1942 года его тяжело ранили в боях под городом Калач, и он попал в плен.

Немцы сами обучили его немецкому языку и диверсионной деятельности

Ещё в ноябре 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании Кавказско-магометанского национального легиона, состоящего из азербайджанцев и дагестанцев. Батальоны легиона комплектовались из перебежчиков и военнопленных, которых часто силой загоняли под ружьё и отправляли в Германию. Попал в легион и Мехти Гусейн-заде. Он решил пока не сопротивляться случившемуся и посмотреть, что будет дальше.

Кавказско-магометанский национальный батальон
Кавказско-магометанский национальный батальон

Сначала Гусейн-заде направили в школу переводчиков, где он, приложив все свои знания, полученные в ленинградском институте, за 3 месяца изучил немецкий язык, а затем его перевели в 162-ю Тюркскую дивизию вермахта, которая дислоцировалась в Северной Италии, в отдел пропаганды и контрразведки.

В дивизии Гусейн-заде познакомился с писарем 314-го полка Джавадом Хакимли, который, так же как и Мехти, был затаившемся коммунистом. Вместе с Джавадом и другими легионерами, они организовали подпольную антифашистскую организацию, и уже скоро смогли связаться с итальянским партизанским отрядом «Гарибальдийцы», с которым и начали сотрудничать.

Джавад Хакимли (слева)
Джавад Хакимли (слева)

В октябре 1943 года, Мехти Гусейн-заде удалось добыть в штабе немецкого командования план внезапного нападения гитлеровцев на партизан. К ним сразу же были посланы связные, благодаря чему полк противника, атаковавший партизан понёс большие потери и был вынужден отступить.

Благодаря пропаганде, устроенной в Тюркской дивизии антифашистами, её бойцы все чаще стали перебегать на сторону партизан, часто прихватывая с собой оружие, языков и секретные документы. В Словении, членам подпольной организации удалось собрать сведения о немецких гарнизонах расположенных в городах Толмине и Кобариде, благодаря чему, местным партизанам удалось провести операции по ликвидации этих гарнизонов.

Но долго так продолжаться не могло. В январе 1944 года в горы ушли ещё несколько групп легионеров, а уже в феврале, боясь разоблачения, в Народно Освободительную армию Югославии прибыли и сами лидеры подполья.

Джавад Хакимли (слева) и Мехти Ганифа (справа)
Джавад Хакимли (слева) и Мехти Ганифа (справа)

В партизанском отряде

В составе партизанской армии Югославии воевало свыше 6 тысяч граждан Советского Союза многих национальностей. Они были объединены в, так называемые, «Русские» роты, которые стали создаваться с осени 1943 года. В феврале 44-го из перебежчиков 162-й Тюркской дивизии вермахта была сформирована отдельная рота, командиром которой стал Джавад Хакимли.

Мехти Гусейн-заде тоже начинал свою партизанскую деятельность в этой роте, но скоро был назначен командиром разведывательно-диверсионной группы при штабе 31-й дивизии. Образованный, в совершенстве знающий несколько языков, в том числе и немецкий, обученный немцами разведывательной работе и конспирации, он дерзко проводил свои операции. Мехти в форме фашистского офицера действовал в городах и селах, занятых гитлеровцами, собирал необходимые партизанам разведывательные данные, участвовал в налетах на фашистские штабы, взрывал мосты, воинские эшелоны, склады боеприпасов и горючего, освобождал из плена местных патриотов и советских военнопленных. В отряде его называли Михайло. Под этим именем о нём узнали и немцы.

Партизан Михайло
Партизан Михайло

Самые дерзкие операции Михайло

Почти сразу как Михайло прибыл в отряд, он провёл свою первую операцию. В форме офицера вермахта он пробрался в немецкие казармы и, подложив мину к огнетушителям, взорвал центральное помещение. 2 апреля он вместе с Мирдаматом Сеидовым, азербайджанцем, который тоже бежал из Тюркской дивизии вермахта, проник с чемоданом в зал кинотеатра. Во время сеанса, они покинули здание, забыв свою ношу под креслом. Раскат взрыва в этот вечер потряс маленький городок Опчине. В результате взрыва погибли 80 немецких офицеров и были ранены 260, 40 из которых скончались от ран в госпитале.

После этой операции немцы должны были бы ужесточить меры контроля, но как ни странно, они продолжали вести себя на редкость халатно. Поэтому, в том же месяце Михайло и Мирдамат Сеидов таким же способом взорвали ресторан в городе Триест, где кутили офицеры вермахта. Свой смертоносный груз они оставили под столом, а сами вышли, якобы в туалет, а затем и на улицу.

Югославские партизаны
Югославские партизаны

Гестапо не стало расследовать взрыв ресторана и доказывать чью-то вину. Полицейские с черепами на фуражках просто схватили людей из парикмахерской, находившейся рядом, и расстреляли их для устрашения местных жителей. В итальянской фашистской газете «Ил-Пикколо» на следующее утро была помещена заметка, в которой сообщалось: «Вчера, в субботу, коммунистические элементы совершили террористическое покушение на ресторан «солдатенхайм» в Триесте, которое стоило жизни некоторым немецким солдатам», а буквально через несколько дней, на воздух взлетела редакция и типография этой газеты. Михайло вывел из строя средство пропаганды в Триесте на несколько недель.

Действия Михайло и его отряда становились всё более и более дерзкими и результативными. Вначале лета ими был взорван железнодорожный мост близ станции Постойна, в момент, когда по нему проходил товарный поезд, состоящий из 24 вагонов. На улице, у самого штаба гестапо партизанами был расстрелян майор Кертнер, который отличался особой жестокостью. В конце лета в партизанскую засаду попала немецкая колонна на марше. Было уничтожено 10 автомашин и множество фашистских солдат и офицеров. В сентябре Михайло в форме немецкого офицера технической службы проник на аэродром противника и с помощью мин замедленного действия взорвал 2 самолёта и 25 автомашин.

-9

Действия группы Михайло взбесило немецкое командование. Гестапо сбилось с ног, пытаясь выявить советских диверсантов, но партизаны были не уловимы. По словам Джавада Хакимли, который дожил до 2006 года и оставил о Михайло несколько воспоминаний, «Мехти навёл такой страх, что немцы даже боялись выходить в город в одиночку, им казалось, что Михайло — это название крупного партизанского отряда, которым командует богатырь». Когда же, они узнали, что Михайло - это всего лишь один человек, то сразу установили за его голову награду в 100 тысяч итальянских лир, и постепенно эта премия доросла до 400.

Не боялся Михайло и действовать спонтанно и без подготовки, если подворачивалась такая возможность. Всё в том же сентябре 1944 года, он, проезжая по дороге на мотоцикле в форме немецкого офицера, увидел роту солдат противника, которая была без оружия на учебном марше. Мгновенно среагировав, Михайло выхватил автомат и расстрелял колонну практически в упор, уничтожив при этом около 20-ти противников, после чего дал по газам и скрылся. В городе Гориции ему удалось угнать немецкую автомашину с боеприпасами, а в Опчине Михайло взорвал трансформатор высоковольтной электростанции.

Михайло показывает портрет гестаповцу (фильм "На дальних берегах")
Михайло показывает портрет гестаповцу (фильм "На дальних берегах")

Однажды Михайло, всё-таки попал в руки гестаповцев. Он тогда под видом бродячего французского художника ходил по населённым пунктам Словении и собирал разведывательные данные. В городе Сежана, его остановил патруль и доставил в местный полицейский участок. Михайло вёл себя так естественно, что немцы не смогли догадаться о том, кто он такой. Чтобы проверить его возможности, они заставили художника рисовать свои портреты, но Мехти справился с этой задачей блестяще. В конце концов, его оставили в участке в виде заключённого, но через несколько дней, Михайло удалось сбежать, убив при этом одного часового и захватив его винтовку.

Одними из последних операций, проведёнными отрядом Михайло при его личном участии были ограбление банка, в результате которого партизанами была украдена сумма более чем в миллион итальянских лир и взятие тюрьмы, в которой находились военнопленные из разных стран. Партизаны, переодетые в форму вермахта, подвели к тюрьме заключённых, так же переодетых партизан, и когда охрана впустила их внутрь, Михайловцы обезоружили охрану. В результате этой операции было освобождено около 700 заключённых, в числе которых было 147 советских военнопленных. Начальник тюрьмы был взят живьём, и его доставили в партизанский штаб. На следующий день немецкая пропаганда по радио сообщила, что на тюрьму напало огромное партизанское соединение в количестве 3000 человек.

Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде
Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде

Мехти Ганифа оглы Гусейн-заде по прозвищу Михайло, азербайджанец и настоящий советский интеллигент, который хотел стать художником или поэтом погиб 2 ноября 1944 года в селе Витовле. Немцы окружили дом, где находились партизаны и застрелили их всех при попытке прорыва. Но существует и другая версия смерти Михайло, по которой он в доме был один. Мехти Гусейн-заде бросил в немцев две гранаты, а сам, чтобы не попасть в плен, пустил себе пулю в сердце.

Тело Мехти Гусейн-заде было захоронено местными жителями, но товарищи с почестями перезахоронили Михайло в селе Чеповане на подконтрольной партизанам территории. На похороны прибыли руководители штаба 9-го корпуса и собралось все местное население. Салютом проводили они героя в последний путь, а надпись на самодельном обелиске над могилой “Михайло” высек собственноручно Джавад Хакимли, его друг, товарищ и брат.

Народный артист Азербайджанской ССР Нодар Изетович Шашик-оглы
Народный артист Азербайджанской ССР Нодар Изетович Шашик-оглы

В 1957 году КГБ Азербайджанской ССР начало расследование, с целью подтвердить подвиги лейтенанта Мехти Гусейн-заде в период Великой Отечественной войны на территории Югославии и Италии, и после их подтверждения, ему 11 апреля было присвоено высокое воинское звание Героя Советского Союза (посмертно). Через год на экраны Советского Союза вышел художественный фильм «На дальних берегах», где партизана блестяще сыграл Народный артист Азербайджанской ССР Нодар Изетович Шашик-оглы. В 1973 году в Баку был открыт памятник, где выразительная фигура Мехти Гусейн-заде в развевающемся плаще и с гранатой в правой руке высится на необработанной глыбе гранита.