Найти тему
Наши детки

Ребенок пошел в первый класс и плохо учиться . А виноват ли он?

Ребенок пошел в первый класс и плохо учиться . А виноват ли он?

Вопрос , на самом деле , очень серьезный и требует разностороннего подхода. В самом деле , в современной реалии к будущим первоклассникам предъявляют очень высокие требования, без учёта уровня развития их высших психических функций, таких , как память , внимания , речь , мышления и т.д. Ребенок должен уметь читать , писать , а также обладать способностью к самоорганизации и самоконтролю.

А между тем , от созревания вышеупомянутых функций напрямую зависит способность ребенка к обучению . Именно от этого , а не от того , что он не хочет что то запоминать или писать. Скорее , не может.

К сожалению, когда ко мне на консультацию родители приводят первоклассника с жалобами на то , что он рассеянный , не знает , что задали на дом , нет выполненных классных работ в тетраде , плохой почерк, плохо считает , я понимаю , что дело не в самом ребенке . Особенно меня огорчает , когда родители начинают сравнивать своего первоклассника с другими.

Так в чем же причина школьной неуспеваемости именно в младшем школьном возрасте?

Начнем с того , что познакомимся с понятием "школьная готовность". Эту готовность определяют психологи с помощью диагностических методик. Понятие включает в себя психологическую готовность и интеллектуальную.

Психологическая готовность определяется отношением ребенка к школе : хочет он туда , знает ли он , что это за интересное такое учреждение, зачем вообще человеку учиться . Имеет ли будущий первоклассник какие -то представления о своем будущем, кем хочет стать. Что он знает о школьной жизни, переменах, домашних заданиях.

Интеллектуальная готовность - это уровень развития высших психических функций(память , речь , внимание, мышление и т.д.)

Одним из важных показателей готовности к школе является развитие произвольной сферы. То , как ребенок может выполнять неинтересные задания. В норме , у семилетнего ребенка ,произвольное внимание удерживается около 15 минут. А дальше его работоспособность падает,снижается концентрация внимания. Эти процессы напрямую зависят от созревания лобных долей коры головного мозга . И если ваш малыш имеет минимальную мозговую дисфункцию , то есть большая вероятность , что он будет часто отвлекаться , ему будет сложно сконцентрироваться, работать в групповом формате. А мозг состоит из нескольких долей и от развития каждой из них ,а так же и связанной работы отделов головного мозга в целом ,зависит успешность обучения ребенка.

На данную тему есть прекрасная книга Сиротюк А.Л. "Психологические причины трудностей школьников при формировании учебных навыков".

Приведу цитату из книги: "По мнению детских специалистов различного профиля (неврологов, нейропсихологов и т.д.) существует определенная взаимосвязь между успешным обучением школьников, с одной стороны, и уровнем их психического развития с другой (Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б., 1989; Цветкова Л.С., 2001; Бадалян Л.О., 2003 и др.).

Например, И.В. Дубровина (1998) выделяет ряд таких показателей психологической незрелости детей, поступающих в школу, как слабое речевое развитие; неразвитость тонкой моторики; неправильное формирование способов учебной работы (испытывают трудности, связанные с усвоением правил); отсутствие ориентировки на способ действия и слабое владение операциональными навыками; низкий уровень развития произвольного внимания, памяти и самоконтроля.

Только «…около 30% учащихся начальных классов имеют соответствующую возрасту функциональную зрелость коры и регуляторных структур (мозга). Значит у большей части (70%) школьников можно ожидать нарушение процессов организации внимания и целенаправленной деятельности, и это объясняет высокую «уязвимость» факторов концентрации внимания в процессе интеллектуальной и перцептивной деятельности, значимость этих факторов в качестве ведущих причин трудностей на начальных этапах обучения» (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000. С.129).

Л.С. Цветкова указывает на то, что «85% детей, воспитанников детских садов и школ, нуждаются в помощи специалистов медицинского, психологического и коррекционно-педагогического профиля» (Цветкова Л.С., 2001. С.10)."

Из всего вышесказанного , можно сделать вывод , что если у вашего малыша имеется неврологический диагноз , то есть вероятность того , что в процессе обучения возникнут проблемы. Именно неврология является первопричиной не успехов в младшем школьном возрасте, и нежелание ребенка учиться может быть совсем не причем. Ведь большинство первоклассников хотят быть успешными! К сожалению , мы , взрослые , не учитываем именно медицинские причины. Это касается также и учителей начальных классов. Но это и понятно. Внимание медицинским аспектам в педагогических вузах уделяется крайне мало.

Я лично прошла это на своем опыте , со своим ребенком. И , к сожалению , поняла это поздно. Думаю , что мы добились бы больших успехов , если бы вовремя обратились за помощью к детскому неврологу. Поэтому , дорогие родители, любимые наши учительницы начальных классов, самые добрые и переживающие , давайте подходить всесторонне к проблеме не успешного обучения и привлекать к ее решению медиков , ведь на кону будущее наших и детей , и зависит оно , все таки , изначально , от нас , от взрослых! Ещё раз всем спасибо и успехов !