Найти тему
Chungurova Tatiana

Меркьюри и Рэкхем - отворяем дверь в мир эльфов и фейри

Артур Рэкхем (ну, или персонаж, очень на него похожий)  и фейри-феи-эльфы! "Old Mr Salford was a crab-apple of an old gentleman who wandered all day in the Gardens"
Артур Рэкхем (ну, или персонаж, очень на него похожий) и фейри-феи-эльфы! "Old Mr Salford was a crab-apple of an old gentleman who wandered all day in the Gardens"

Казалось, Муза меня покинула, Пегас ускакал. Но пару дней назад мне любезно дали почитать отрывок интервью из журнала Jackie за 1977 год. Спасибо, Геннадий Спиридонов поделился со мной такой находкой! Свершилось чудо! Там я прочитала именно те слова Меркьюри, которые меня окрылили и заставили вернуться к давно лелеемой теме – Фредди и эльфийские миры.

Артур Рэкхем - разве можно не поделиться такой фотографией!
Артур Рэкхем - разве можно не поделиться такой фотографией!

Вот этот замечательный отрывок . Интервью у Фредди берет Нина Мишкоу, главный редактор журнала –

  • «Я очень люблю творчество Артура Рэкхема. Он рисовал всякие изумительно причудливые сказочные иллюстрации. А затем есть еще художник по имени Эрте, которого я люблю. Когда-то он был дизайнером костюмов и декоратором в старых голливудских фильмах.
  • Меня пленяет то время. Этот гламур и пафос. Люди с воображением могли полностью проявить свой талант. Развитие киноиндустрии побуждало к этому...»

Это ведь не строчки, а настоящие сокровища! Мастер позволил нам заглянуть в самое сокровенное – свою творческую мастерскую.

А несколькими абзацами выше Фредди говорит –

  • «В Японии это называется безумный шоппинг. Я выхожу с переводчиком и телохранителем…и чувствую себя как Гамельнский крысолов! За мной идут толпы народа, с криками показывая на меня пальцами…»

Заметьте, что статья от 2 августа 1977 года, последняя же песня про эльфийские миры «Lily Of the Valley» была написана в 1974, а выпущена в апреле 1975. Но мы ведь помним, что Фредди не оставлял идею, хотя бы по тому факту, что альбом Стрейкера, который был выпущен при участии Фредди (он хоть и не был продюсером, но участвовал в создании альбома по воспоминаниям самого Питера) назывался «Changeling» (то есть «подменыш»).

Вот такие мелкие частички мозаики помогают потихоньку заполнять пустоты в моем представлении об источниках вдохновения Фредди. Они рассыпаны как бисер в самых неожиданных местах. Подбираю понемножку).

Когда я писала статью о песне «Great King Rat», я интуитивно взяла одну из иллюстраций Рекхема с изображением Крысолова. Теперь я уверена, что, когда Фредди творил свой фэнтези мир, эта иллюстрация была перед его мысленным взором. Были еще, естественно, многие другие, вдохновлявшие его, - и писатели, и поэты, и художники… Но ведь мы потихоньку пытаемся восстановить, что что поддается восстановлению – всему свое время!

Вы уже поняли, что нам сегодня предстоит познакомиться с Артуром Рэкхемом? Но это будет не простое перечисление дат и названий картин. Без этого, конечно, тоже не обойтись. Мы посмотрим на его рисунки через призму песен Фредди Меркьюри.

Артур Рэкхем (19 сентября 1867 – 6 сентября 1939) – виднейший представитель Золотого Века британской книжной иллюстрации закончил школу искусств Ламберт. Основные вехи его пути не награды, которые он выигрывал в Милане в 1906 году, в Барселоне в 1912, и даже не персональная выставка в Лувре в 1914 году, а иллюстрированные им книги.

«Путешествия Гулливера» 1900,

«Сказки братьев Гримм» 1900,

«Рип Ван Винкль» 1905,

«Питер Пен в Кенсингтонских Садах» 1906 (помимо эстетической ценности, стала таким бешеным коммерческим успехом, что каждый ребенок в те годы писал письма Санта Клаусу с просьбой принести на Рождество именно эту книгу)

«Рождественская песнь» 1915 (настоящая классика детской литературы),

«Алисе в стране Чудес» - иллюстрации Рекхема опережаются по популярности только иллюстрациями Джона Тенниела.

Не буду дальше касаться его биографии – любой заинтересовавшийся может найти десятки статей в интернете.

Давайте лучше посмотрим на его работы! Рэкхема тяжело перепутать с другими мастерами иллюстрации. У него совершенно узнаваемый стиль. Можно сказать, что он открыл нам дверь в мир эльфов, гномов, оживающих антропоморфных деревьев, великанов и прочих волшебных существ. После него мы иначе их и представить не можем. Более того, тяжело поверить, что все эти существа лишь игра воображения. Этот мир настолько реален, что кажется, не может быть только иллюзией. Вот, гляньте-ка на этого господина! Кому он машет рукой? Другу или даме? Но ему стоило бы оглянуться вокруг, и глазам его предстал бы совершенно иной мир. Вот так и мы идем по жизни, занятые разными делами, важными и не очень, не обращая внимания на то, что, вероятно, как раз и стоит нашего внимания!

Артур Рэкхем - все работы из этой публикации находятся в общественном пользовании. Иллюстрация из серии "Кенсингтонские сады"
Артур Рэкхем - все работы из этой публикации находятся в общественном пользовании. Иллюстрация из серии "Кенсингтонские сады"

Уникальный творческий почерк Рэкхема вызвал море подражаний. Я читала, что Дисней хотел снять свою Белоснежку в стиле Рэкхема. Но в итоге получилось совсем другое. В сцене же гибели мачехи все же очень угадывается влияние его стиля.

Если не разбирать каждую иллюстрацию по отдельности, а просто пролистать, разглядывая, то постепенно создается впечатление, что попал в сон. Мне кажется, что этому способствует совершенно отличительная палитра, используемая художником.

Артур Рэкхем оставил после себя такое богатейшее наследие, что я, честно говоря, растерялась при выборе тех картин, которые хотела бы поместить в эту публикацию. Их так много, и они все достойны того, чтобы их рассматривать в деталях. А детали эти множественны! Из-за того, что мне очень хочется поделиться с вами этой красотой, здесь будет несколько ссылок. Первая – это проект Гутенберг. Не надо знать английского языка – рассматривайте иллюстрации! Они великолепны! Просто нажимаете на книгу и листаете. Рассматривайте вместе с детьми и внуками –ведь Рекхем в первую очередь был иллюстратором детских книг.

http://www.gutenberg.org/ebooks/author/6335

Вторая же ссылка – это самое большое собрание в сети иллюстраций Рэкхема (а он был очень плодотворным художником, мы помним!) Терпение и там тоже можно найти много прекрасных иллюстраций.

https://www.illustrationhistory.org/artists/arthur-rackham

Рассматривая эти работы, разглядывая все эти оживающие деревья, я невольно подумала – а не вдохновился ли Толкин работами Рэкхема, когда придумывал своих энтов? Я себе представляю, как сам Рэкхем мог бы проиллюстрировать мир Средиземья!

Вглядитесь в живые деревья на картинах Рэкхема! Правда, хочется снова стать ребенком, рассматривать картинки и читать-читать-читать?

Давайте же нащупаем те образы, которые точно появляются в эльфийских мирах Фредди.

Ну, первым будет, разумеется, мой конек – Подменыш!

Подменыш – это дитя фей, оставленное взамен человеческого ребенка или, наоборот, человеческое дитя, попавшее в волшебный мир эльфов.

Несколько лет назад я сделала первое робкое предположение, что именно плач этого подменыша мы слышим в песне Меркьюри My Fairy King. Дело происходит в волшебной стране.

  • Сначала описывается магический мир, где кони рождаются с крыльями, а медоносные пчелы не жалят, где всегда звучат песни, львы делят берлоги с ланями, в реках течет вино, а драконы летают как воробьи. Затем приходит человек и рушит это гармоничный мир – он грабит, разрушает и убивает, он лишает эльфов волшебной силы. Но самое ужасное – он разрушает ведьмин круг (это по-русски звучит совершенно некрасиво, а на английском – Fairy circle ring (волшебное кольцо эльфов), это такой круг из грибов, вступив в который, согласно древним поверьям, человек мог перенестись в мир эльфов). Правда, звучит как сказка? А ведь это всего лишь пересказ песни! И вот в этот самый кульминационный момент мы слышим, как плачет ребенок – «Mother Mercury– look what they’ve done to me, I cannot run, I cannot hide…» (Мать Меркурия, посмотри, что они сделали со мной, мне некуда бежать, мне негде спрятаться).

Вот, кстати, и fairy circle ring в исполнении Рэкхема. Видите? Круг из грибов, а вокруг него пляшут фейри. Картина называется "Иди к нам в хоровод". По поверьям, любой, кто попадал в этот круг, либо плясал до изнеможения и умирал, либо навсегда попадал в мир эльфов. В любом случае, в наш мир он больше не возвращался.

Иди к нам в хоровод... Артур Рэкхем
Иди к нам в хоровод... Артур Рэкхем

Вернемся же к Фредди Меркьюри! Откуда в песне появляется ребенок? Чей плач мы слышим?

Я предположила, что это индийский подменыш из пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». Почему? Все просто – король эльфов в песне Меркьюри упоминается? Да – это Fairy King. У Шекспира упоминается? Да. И зовут его Оберон. Его атрибуты вполне эльфийские – крылья, дудочка (флейта) и волшебная палочка. Яблоком раздора в пьесе является маленький индийский мальчик, украденный у индийского короля. Из-за него Оберон поссорился со своей женой Титанией. Этот сюжет не раз изображался еще одним любимым художником Фредди Меркьюри – Ричардом Даддом. Предположить, что Фредди не знал этого было бы смешно!

Еще одно, как мне кажется, весомое доказательство в пользу того, что именно подменыш фигурирует в этой песне, я нашла сравнительно недавно. Знакомясь сама и знакомя вас с Питером Стрейкером, я с восторгом обнаружила, что третий его альбом назывался «Changeling». Второй – «This One’s On Me» продюсировался Фредди Меркьюри в 1977 году. А вот следующий альбом 1978 года был записан при активном участии Фредди, но продюсировался другими. Чтобы понять, что речь идет именно о подменыше, а не о ком-то другом, достаточно взглянуть на совершенно фантастическую обложку этого альбома. Фредди не простился со своими эльфийскими мирами в 1975, а пронес их через всю жизнь. Ведь это прекрасно – сохранить в душе ребенка до самого конца.

Питер Стрейкер -подменыш.
Питер Стрейкер -подменыш.

Я писала на страницах своего дзена о том, как Тайгер Лили, дочка Тейлора, поделилась воспоминаниями в фейсбуке по поводу происхождения своего имени. Имя придумал Фредди! Тайгер Лили – индейская принцесса, влюбленная в Питера Пена, который в свою очередь в младенчестве был унесен феями! Значит, сказки сопровождали Фредди всю жизнь.

Просто танцующая фейри - не могу не поделиться!
Просто танцующая фейри - не могу не поделиться!

Надо сказать, что человеческому ребенку в царстве фей приходилось гораздо лучше, чем эльфийскому в мире людей. Эльфийскому подменышу приходилось очень несладко. Суеверия о подменышах так глубоко укоренились в сознании людей с древних времен, что еще в начале 20 века в отдаленных ирландских деревнях с детьми, родившимися с отклонениями, поступали крайне жестоко, будучи искренне убежденными что это эльфийский ребенок, а настоящий здоровый был украден и унесен феями. Вообще читать об этом было страшно.

Теперь переходим к не менее страшной теме – Гамельнский крысолов, упоминаемый Фредди в интервью в самом начале этой публикации. Вообще сказки – дело страшное.

Издание "Гамельнского крысолова", иллюстрированное Артуром Рэкхемом
Издание "Гамельнского крысолова", иллюстрированное Артуром Рэкхемом

  • Согласно легенде, город Гамельн был наводнен крысами. Мэр пообещал огромное вознаграждение тому, кто уничтожит всех крыс. Из дальних стран пришел странный человек – он был смугл, на нем были разноцветные одежды. Заиграл на свирели (флейте, дудочке) и странные, но прекрасные мелодии заставили крыс побежать на зов. Флейтист завел крыс в реку и утопил их всех. Когда же он пришел в мэрию за вознаграждением, мэр ответил, что пошутил. Ужасно разозлился Флейтист и снова заиграл на флейте на этот раз другую мелодию. Дети города Гамельна последовали за звуками флейты. Флейтист скрылся в пещере, вместе с ним скрылись все дети, кроме одного хромого мальчика, который и рассказывает про видения фантастических миров, которые были навеяны звуками дудочки….

Оказывается, в древнегерманском фольклоре крыса – это душа умершего. Поэтому образ флейтиста может рассматриваться и как образ смерти или может быть, перед нами сам Гермес (Меркурий) Психопомп?

Правда ведь, этот персонаж похож на Фредди? Смуглолицый, цветастый, экзотический и непривычный, ворвался в серый дождливый английский мир. Запел свои странные манящие мелодии и увел за собой… молодежь, взрослых, да всех!

А вот и крысолов Рэкхема

Отрывок, упомянутый мной в начале статьи, исключительно важный. Ведь раньше о том, что Фредди каким-то образом ассоциировал себя с Гамельнским крысоловом, можно было только догадываться. По тексту Браунинга, цитируемому в My Fairy King, к примеру. А теперь у нас есть слова самого Меркьюри, подтверждающие это! Не потому ли он носил кулон в виде скаутского свистка? Когда я увидела это, у меня была одна ассоциация - это дудочка крысолова, волшебный рог Оберона, флейта Меркурия.

Из открыты- источников - Фредди Меркьюри со скаутским свистком
Из открыты- источников - Фредди Меркьюри со скаутским свистком

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации Рэкхема к "Алисе в стране чудес". Королева ну просто очень напоминает ту, которой иллюстрирован Queen File, переведенный мной и выложенный на этом канале.

Вообще Queen и карточные масти - это отдельная и интересная тема!

Покуда я пересматривала Queen File мне вы голову пришла мысль, что неспроста Нина Мишкоу оформила его изображениями Червонной Королевы. Может, Фредди уже тогда в 1974 поделился с ней некоторыми своими ассоциациями?

Мне бы очень хотелось включить в этот список и картины к «Детям воды» Чарльза Кингсли. Ведь Меркьюри упоминает "water babies" в "March Of The Black Queen". Но! Они принадлежат не Рэкхему, хотя в сети авторство ошибочно приписывается ему. Автор этих работ еще одна замечательная художница Золотого Века книжной иллюстрации – американка Джесси Уилкокс Смит. Они с Артуром Рэкхемом были современниками, ровесниками, в работах обоих мастеров чувствуется влияние японского стиля (очень интересное замечание!), но творческие пути их не пересекались, хотя жили и творили одновременно, даже умерли в одном возрасте- 71 год! По крайней мере, я не нашла никаких упоминаний о том, что кто-то из них каким-то образом повлиял на стиль другого.

Вот иллюстрация Рэкхема к английским народным сказкам. Они дают представление, как мог бы он нарисовать мир детей воды.

The Fish King and the Dog Fish
The Fish King and the Dog Fish

А вот эта иллюстрация, которую я обнаружила под самый конец моей работы, однозначно приводит нас к песне "Ogre Battle" - уж не на нее ли смотрел Фредди, сочиняя музыку и слова?

Артур Рэкхем - иллюстрации к английским народным сказкам
Артур Рэкхем - иллюстрации к английским народным сказкам

И в завершение моего слегка сумбурного опуса, я хочу привести следующую характеристику творчества Артура Рэкхема

«Рэкхем отличается от всех других иллюстраторов своего времени. Его гений исключительно оригинален. Множество других рисовали мир фей и волшебные земли, но кто еще дал такое совершенно индивидуальное и внушающее доверие изображение всех чудес и манящей привлекательности этого мира? Чьи эльфы такие эльфийские, чьи ведьмы и гномы так убедительны, как у мистера Рэкхема?»

Ну, как? Попали вы под обаяние эльфов Рэкхема так, как попал Меркьюри? Я - да, совершенно и безвозвратно!

Несколько картин Рэкхема вам на последок!

И вот этой не могу не поделиться - у нас лок-даун, а у них лок-аут. Картина так и называется -"Lock-out Time". Наступает ночь, феи и эльфы выходят из-под земли на прогулку.

Когда они думают, что мы не смотрим... Артур Рэкхем
Когда они думают, что мы не смотрим... Артур Рэкхем

Немного в продолжение темы - Питер Пэн в Кенсингтонских Садах

#артур рэкхем #freddie mercury #queen #эльфы #книжная иллюстрация