Найти тему
Механический балет

Азимов - классик? Сможет ли научная фантастика пройти проверку временем?

Я выросла на экранизациях научной фантастики, но читала ее мало. Недавно решила все-таки познакомиться с корифеем жанра Айзеком Азимовым. За пару вечеров проглотила один из лучших, по мнению критиков, его романов - "Конец вечности" и разочаровалась, не успев даже очароваться.

Мечты о будущем. Фото: Яндекс-Картинки.
Мечты о будущем. Фото: Яндекс-Картинки.

История о личном выборе в условиях жесткой системы, о времени, прогрессе, диктате и свободе. Технический работник огромной корпорации "Вечность" - своеобразного монашеского ордена, контролирующего изменения множества вариантов будущего и прошлого, открывает для себя любовь, а вместе с ней - человечность.

Вроде, советская экранизация 1987 года. Фото: Яндекс-Картинки.
Вроде, советская экранизация 1987 года. Фото: Яндекс-Картинки.
Оно же. Фото: Яндекс-Картинки.
Оно же. Фото: Яндекс-Картинки.

Азимов - великий философ и новатор. Но его изобретения так часто тиражировались и в кино, и в литературе, что сегодня уже воспринимаются, как клише. А кроме того, ничего больше в тяжелом и скучноватом фолианте про вечность оказывается и нет: язык там, мягко говоря, посредственный (я читала в литературном переводе, который не может быть хуже оригинала), образы, повторюсь, сегодня кажутся ходульными и марионеточными, эстетика - ретро, вроде старых футуристических фильмов с кукольными пришельцами и космическими кораблями из фольги на веревочках... И вот задаешься вопросом, серьезная философия, оформленная в суррогат искусства - жизнеспособна?

Обложка очередного издания. Фото: Яндекс-Картинки.
Обложка очередного издания. Фото: Яндекс-Картинки.

Романы Герберта Уэллса, Жюля Верна, Рэя Брэдбери тоже сложные, тоже насыщенные идеями, но и тонкие, и порой даже изящные, уверенно и ярко написанные, все еще живы и совсем, кажется, не постарели. Образы и сюжетные повороты в "Войне миров", или "451 градусе по Фаренгейту", не выглядят штампами. Самодостаточными их делает талант и душевность.

Экранизация "451 градуса..." 2018 года. Фото: Кинопоиск.
Экранизация "451 градуса..." 2018 года. Фото: Кинопоиск.

Я иногда вспоминаю маленький рассказ Брэдбери "Все лето в один день" об огромной тоске и боли маленького человека, оказавшегося за миллиарды километров в дали от родного дома. На Венере солнце появляется на миг раз в семь лет. В колониальной школе дети травят одноклассницу, которая прилетела с Земли уже в сознательном возрасте и помнит солнце. Все время идет дождь, ребенок чахнет и ждет, чтобы наконец увидеть хоть лучик. Но другие дети не понимают ее чувств.

Фантазия на тему неизвестного мне автора. Фото: Яндекс-Картинки.
Фантазия на тему неизвестного мне автора. Фото: Яндекс-Картинки.

Вот так Брэдбери обозначает экспозицию:

"Теснясь, точно цветы и сорные травы в саду, все вперемешку, дети старались выглянуть наружу - где там запрятано солнце? Лил дождь. Он лил не переставая семь лет подряд; тысячи и тысячи дней, с утра до ночи, без передышки дождь лил, шумел, барабанил, звенел хрустальными брызгами, низвергался сплошными потоками, так что кругом ходили волны, заливая островки суши. Ливнями повалило тысячи лесов, и тысячи раз они вырастали вновь и снова падали под тяжестью вод. Так навеки повелось здесь, на Венере, а в классе было полно детей, чьи отцы и матери прилетели застраивать и обживать эту дикую дождливую планету".

Вы чувствуете хрустальную интонацию? Гуманистический смысл вплетен в научно-фантастический антураж, но главное здесь - не абстракция, не идея, а человек, чувства, мысли, поступки.

Гербертовский пророк Пол Атрейдес, аристократ, вождь, воин. Фото: Яндекс-Картинки.
Гербертовский пророк Пол Атрейдес, аристократ, вождь, воин. Фото: Яндекс-Картинки.

Сейчас я читаю "Дюну" Фрэнка Герберта. Даже при всем своем мелодраматизме история о феодальном строе в космическую эру - потрясающая. Герберту удалось создать атмосферный и наполненный множеством занимательных деталей мир, где конфликт Запада и Востока из земного Средневековья переносится в инопланетные декорации.

Эстетика огонь, конечно. Фото: Яндекс-Картинки.
Эстетика огонь, конечно. Фото: Яндекс-Картинки.

Пустыня, мистические религиозные учения, обряды, бедуинская и в целом арабская эстетика, огромные космические флагманы, футуристические оружие и техника... Элементы гербертовской эстетики вы увидите в "Звездных войнах", "Хрониках Риддика", "Аватаре", или экранизациях самой "Дюны", новейшая должна выйти в будущем году.

Помню, я в детстве смотрела версию Дэвида Линча, а потом играла во фрименов и бегала с криками: "Оседлай червя!".

Роман написан, откровенно говоря, смешновато - слишком много романтизма, охов и вздохов, но сочность и динамика повествования, яркость и привлекательность героев, жизнь, бьющая фонтаном из этой пустынной притчи, ставит Герберта в ряд великих авторов массовой литературы.

Азимова с его сухими и занудными, по честному, трактатами в том лагере, по моему мнению, к сожалению, нет. Но для правдивости - читала я его пока не так много, может не распробовала еще?

Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к литературе и кино.