Петербургские дома, в которых жили Глинка, Чайковский и другие музыканты

Продолжая рассказ о творческих адресах Петербурга – не так давно мы говорили о литературных, — сегодня мы вспомним о домах музыкантов.

🎻 М.И. Глинка. Фонарный пер., 3; ул. Чехова, 7

«Отец русской музыки», Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в 13 лет был перевезен родителями на учёбу в Петербург, и отныне его жизнь навсегда была связана с нашим городом — и с музыкой. Выпустившись из Благородного пансиона и поступив на государственную службу, будущий композитор увлекался всё больше музицированием, и не только увлекался, но систематически брал уроки (фортепиано, скрипки, композиции и даже вокала) у лучших музыкантов Петербурга и «звёзд», посещавших город проездом. Напитавшись за несколько лет от музыкальных источников Европы, Глинка вернётся в столицу уже в силе будущего создателя национальной оперы и национальной симфонической традиции.

В Петербурге будут написаны и поставлены его вершинные произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Будут повсеместно в салонах и в дружески-семейном кругу исполняться его романсы. Здесь композитор познает счастье первого успеха, переживет радость признания и горечь поражений.

Память о Глинке увековечена в Петербурге во множестве форм: улица Глинки расположена недалеко от Мариинского театра, два скульптурных портрета встретят нас на Театральной площади и в Александровском саду, в честь композитора назван Малый зал Санкт-Петербургской филармонии. Адресов композитора в Петербурге неимоверное множество, известны не все и далеко не все дома сохранились — но чтобы прикоснуться к его памяти чуть более материально, чем через музыку, можно прийти а) к Дому Мерца на Фонарном переулке, 3 (в этом доме Глинка написал оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», в рамках празднования 200-летия со дня рождения композитора на фасаде дома установили мемориальную доску) и б) к дому №7 на улице Чехова — это последний дом, где жил Глинка в Петербурге. Также отмечен мемориальной доской.

🎻 Римский-Корсаков. Загородный пр., 28

Имя Николая Андреевича Римского-Корсакова — ещё один бренд русской классической музыки. Имя, которое во всем мире ассоциируют с национальным духом. А между тем, сочетание в его судьбе морской романтики и возможностей столичного кругозора подчёркивает его тесную связь с Петербургом.

Николай Андреевич родился в провинциальном Тихвине, в детстве жизнь его протекала на фоне пасторальных пейзажей и была наполнена фантазиями о море, возникавшими при прочтении писем любимого брата Воина Константиновича, флотского офицера. Впоследствии мечты о морской службе приведут Николая Андреевича в Петербург, в морской кадетский корпус, и дальше, в странствия. Однако способом преодолеть пространство и время постепенно станет для него не морская стихия, а музыка. На нашем канале есть замечательная серия статей о жизни Н.А.Римского-Корсакова.

Композитор, дирижёр и педагог, проводник национального колорита в музыке, Николай Андреевич оставил 15 опер, 10 симфонических произведений разных жанров, камерную вокальную и инструментальную музыку. В Петербурге его именем названа Консерватория. Сохранена мемориальная квартира, в которой композитор создал большинство произведений. Эта квартира примечательна ещё и тем, что здесь проходили музыкальные вечера по средам, на которых присутствовали замечательные музыканты, артисты петербургских и московских театров. Здесь слушали и горячо обсуждали музыку, в том числе, самую новую (например, демонстрировал первые опусы Стравинский), спорили о литературе и даже политике. Адрес мемориального музея-квартиры — Загородный просп., 28. Музейные работники стараются поддерживать традицию музыкальных встреч, а также бережно хранят личные вещи композитора и подлинные предметы быта XIX века. Музей вновь открыт после недавней реставрации.

🎻 П.И. Чайковский, Малая Морская ул., 13

Кто как не Пётр Ильич Чайковский создал многоголосный образ Петербурга в музыке? И наоборот, без Петербурга не было бы великого композитора. Здесь он получил музыкальное образование, впервые попробовал себя на поприще дирижёра, здесь состоялись премьеры его произведений, и из Петербурга по всему миру разнеслась слава о великом композиторе.

Мест, связанных с жизнью и творчеством композитора, в Петербурге множество — довольно большое число адресов он сменил. Вспоминая «места прописки» Чайковского в Петербурге, нельзя не сказать о самом первом — это дом № 18/2 по Биржевой линии Васильевского острова. Он сохранился до наших дней. Неизвестно, в какой именно квартире поселилась семья Чайковских, переехавших из Воткинска, видели ли они в свои окна Неву...Но, кажется, пейзажи, которые наблюдали из окон этого здания жившие здесь во второй половине XIX века художники И. Шишкин, И.Крамской. А.Куинджи не занимали 10-летнего Петра Ильича и его братьев и сестёр. Все они очень тосковали по дому.

С тех пор будущий композитор переменил массу адресов, в памяти в первую очередь остались творческие, нежели бытовые: Михайловский дворец, где проходили классы Русского музыкального общества, не сохранившийся флигель в доме Демидовых, где располагалась первая русская консерватория, в её классах занимался Пётр Ильич. Павловский вокзал, где композитор представляет свои первые произведения, Большой (Каменный) театр и другие сцены города, даже «дом Пиковой дамы» — дом княгини Н.П. Голицыной. Официально память о композиторе закреплена мемориальной доской на доме № 13 по Малой Морской. Здесь в квартире своего брата Модеста композитор останавливался в самый последний визит в Петербург и здесь скончался от холеры.

🎻 Ф.И. Шаляпин, ул. Графтио (Пермская), 2-Б

Фёдор Иванович Шаляпин, певец, которого считали гением при жизни, в юности приехал в Петербург из провинции и здесь получил путёвку в жизнь. После первых выступлений на сценах средней руки его довольно скоро пригласили в труппу Императорского театра. В это время Шаляпин жадно впитывал впечатления богатой культурной жизни столицы. Через пару лет он по приглашению Саввы Мамонтова переедет в Москву, чтобы петь в его знаменитой частной опере, но в Петербурге будет принят каждый раз как «звезда».

В начале ХХ века Шаляпин много гастролирует за границей, но с началом Первой мировой войны вновь возвращается в Россию, в город, который будет называться уже Петроградом. С 1915 по 1922 годы Ф.И. Шаляпин жил в этом городе, примеривая на себя новые реалии. С 1918 года он, руководитель Мариинского театра, получает звание народного артиста республики. В эти годы в суровых полувоенных условиях он активно выступает на непривычных площадках: на заводах, фабриках, в военных частях. Выступает для нового зрителя, не поступаясь своими принципами, и творческими, и жизненными.

Сохранились воспоминания Герберта Уэллса, запечатлевшие Шаляпина-частного человека, семьянина. Визит состоялся в 1920 году:

«У него двое почти взрослых приемных детей и две маленькие дочки, обе недурно разговаривают на несколько манерном, безупречно правильном английском языке, а младшая превосходно танцует. В сегодняшней России Шаляпин воистину представляется чудом из чудес. Это подлинный талант, дерзкий и ослепительный. В жизни он пленяет тем же воодушевлением и неиссякаемым юмором... Говорят, он наотрез отказывается петь бесплатно, и требует за выступление гонорар в 200 000 рублей — около 15 фунтов на наши деньги, — а когда с продуктами бывает особенно туго, настаивает, чтобы ему уплатили мукой, яйцами или чем-нибудь еще. И он никогда не встречает отказа, ведь если бы Шаляпин объявил забастовку, это нанесло бы невосполнимый ущерб театральной жизни Петрограда. Поэтому в его доме, быть может единственном в России, ощущается относительное благополучие. На супругу Шаляпина до такой степени не повлияла революция, что она спросила у меня, какие сейчас моды в Лондоне. Из-за блокады самые свежие журналы мод, которые она видела, были за январь и февраль 1918 года».

Соприкоснуться с домашним миром великого певца можно в мемориальном музее-квартире на ул. Графтио (во времена Шаляпина Пермская ул.), д. 2Б. Помимо личных вещей, предметов быта, афиш, писем и фотографий отдельный предмет интереса составляют живописные портреты кисти К.Коровина, А.Яковлева, А.Головина, а также коллекция Нины и Никиты Лобановых-Ростовских — уникальное собрание театральной живописи, включающее работы К.Коровина, И.Билибина, Л.Бакста, М.Добужинского, А.Н. Бенуа.

🎻 И.Ф. Стравинский. Ул. Декабристов (Офицерская), 27/6-8

Игорь Фёдорович Стравинскиймузыкант, которого во всем мире знают едва ли не лучше, чем в России, композитор, чьё имя стало синонимом реформаторства, смелости, острой новизны. Стравинский родился в конце XIX века и прожил долгую жизнь, наблюдая головокружительную смену эпох. Резко ускорившийся ход времени отразился в эволюции его творчества.

Композитор прославился после «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Поставленный в 1913 году балет «Весна священная» знаменовал собой нечто доселе невиданное, воплощенный на сцене театра языческий ритуал: экстатическая, нарушавшая все каноны хореография Вацлава Нижинского и музыка — диссонансная, смелая, освоившая новые интонации и ритмы, резкая в своей непривычности. Это была революция, декларация того, что границ для искусства больше нет.

На протяжении своей жизни Игорь Стравинский ещё не раз смело пойдёт навстречу самым новым звукам эпохи, экспериментируя с техникой композиции. Как истинно талантливый, продуктивный новатор он опирается на традицию, на широчайший музыкальный кругозор, вырастая из музыкального мира Петербурга. Занятия по композиции и оркестровке у Римского-Корсакова (на которые Стравинский убегал с лекции по юриспруденции) — краеугольный камень музыкального образования будущего композитора. Мариинский театр, в котором юношей наш герой бывал по пять-шесть раз в неделю — только самые заметные кирпичики этого строения.

Начинается всё с семьи. Отец, Фёдор Иванович Стравинский, был замечательным певцом, солистом Мариинского театра. Мать будущего композитора была концертмейстером на выступлениях супруга. Конечно же, дети в семье занимались музыкой. И в гостях у семьи Стравинских бывали значительные музыканты: главный дирижёр Мариинского театра Э. Направник, композиторы Цезарь Кюи и Н.А.Римский-Корсаков, критик В.В. Стасов, артисты театра. Всё способствовало интересу, приобщению к миру музыки.

Дом, в котором жила семья Стравинских, располагается рядом с Мариинским театром по адресу Офицерская (ныне Декабристов) улица, № 27/6-8. Он сохранился и сейчас. Здесь И.Ф.Стравинский прожил 27 лет. Проходя мимо этого здания, попробуйте воссоздать в уме «звуковой портрет» Петербурга из воспоминаний композитора:

“Уличные шумы в Санкт-Петербурге запечатлелись в моей памяти особенно ярко, может быть, по той причине, что в моей затворнической жизни всякий звук из внешнего мира казался привлекательным и запоминался. Первым таким звуком, отложившимся в моем сознании, был стук дрожек по булыжникам и торцам мостовых. Лишь немногие извозчичьи пролетки были снабжены резиновыми шинами, и эти извозчики брали вдвое дороже; весь город заполнял треск колес, подбитых железом. Помню также дребезжание конки, в особенности скрип колес, когда она заворачивала за угол около нашего дома, где набирала скорость для подъема на мост через Крюков канал. (Для переезда через более крутые мосты иногда приходилось запрягать дополнительных лошадей, которых брали с постов, разбросанных по всему городу.) Шум от колес и лошадей, понукающие голоса возниц и щелканье кнутом, должно быть, тревожили мой первый сон; во всяком случае они принадлежат к моим самым ранним воспоминаниям об улицах моего детства. <...> Живы в моей памяти также крики торговцев, особенно татар — хотя, по правде говоря, они не столько кричали, сколько кудахтали. «Халат, халат», — взывали они, так называлась их одежда. Лишь в редких случаях они говорили по-русски, и низкие, квакающие звуки их родного языка давали пищу насмешкам. (Татары, с лицами, лишенными растительности, в ту эпоху бородачей и их строгие магометанские обычаи — они никогда не пили спиртного — всегда казались мне таинственными и притягательными). В противоположность им русские торговцы выкрикивали каждый слог с подчеркнутой отчетливостью и чрезвычайно медленно. <...> Из уличных воззваний более других запоминался возглас точильщика. Самыми громкими в городе дневными шумами были перезвон колоколов Никольского собора, стоящего поблизости от нашего дома, а также пушечный сигнал с Петропавловской крепости в полдень — сигнал времени для всего населения — но приступы ностальгии вызывают звуки гармошки на улицах городских окраин в пустынный воскресный полдень или треньканье струн балалаечного оркестра в ресторане или кафе. Последний пример абсурдным образом запомнившейся мне musique concrete— это петербургский телефон. Его трезвон был еще более резким, чем тот, от которого мы страдаем в нынешнее время. (В самом деле, он звучал в точности, как музыка вводных тактов II акта «Соловья».) Кстати, впервые я позвонил по телефону Римскому- Корсакову; Стравинские и Римские-Корсаковы были среди первых семейств, установивших у себя этот изводящий объект”.

🎻 Д.Д. Шостакович, Большая Пушкарская ул., дом № 37

В сочетании с именем Дмитрия Дмитриевича Шостаковича название нашего города звучит как Ленинград, хотя жил он и в Петербурге, и в Петрограде. Автор «Ленинградской» симфонии родился в 1906 году на Подольской улице, д. 2 (его отец работал в расположенной неподалёку Палате мер и весов, ныне Институте метрологии) и в этой квартире получил от матери первые уроки игры на фортепиано.

В измождённом гражданской войной Петрограде в 1919 году талантливый мальчик поступил в консерваторию. В Ленинграде в возрасте 20 лет он представит публике первое серьёзное сочинение, «Первую симфонию», которая довольно быстро разнесётся по другим концертам залам СССР, Европы и Америки и сделает его знаменитым. В его жизни будет многое: в юности — работа тапёром в кинотеатрах и впоследствии сотрудничество с Ленфильмом, преподавание, знакомство с музыкантами мировой величины, признание и поругание. На слишком самобытную, далёкую от духа соцреализма музыку не могли не обратить внимание власти. Знаменитая статья 1936 г. «Сумбур вместо музыки» будет в его жизни не единственным официальным «отказом от дома». И всё же, несмотря на сложность, элитарность музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, она нашла путь к сердцу каждого ленинградца.

Во время великой отечественной войны Шостакович преподавал в консерватории, и, как и множество жителей города, участвовал в обороне города. Он участвовал в создании рубежей обороны на границах города, входил в состав пожарной команды, которая дежурила на крыше консерватории. В это время зрел в его голове замысел симфонического произведения.

Седьмая, «Ленинградская» симфония Шостаковича, исполненная в августе 1942 в осаждённом городе, была не просто музыкальным образом реальности, величественным произведением. Она стала маяком, освещающим путь надежд ленинградцев. Исполнение потребовало колоссальных ресурсов, и они были найдены. Симфония была написана для двойного состава оркестра, некоторых музыкантов вызвали с фронта. Столь же самоотверженным был вклад зрителей. Зал был полон. Люди, обессиленные блокадой, нашли в себе силы прийти. Музыка транслировалась также по радио. Эмоциональное воздействие на слушателей было огромным. Объятые чувством единения, веры в свои силы, любви к Родине, люди плакали, не скрывая слёз.

Из адресов Шостаковича стоит упомянуть квартиру на Большой Пушкарской улице (дом № дом 37), где семья жила с 1936 по 1941 год. Квартира была просторной, улица старинной и несуетной, из окна собственного кабинета композитор любовался двухэтажным особняком. Всё располагало к сосредоточенному творчеству. Исследователь биографии и творчества композитора С.М. Хентова так описывает быт этого дома:

“Жили и здесь открытым домом. Свободные вечери Шостакович коротал за пасьянсом, играл в шахматы. Любимым, всепоглощающим увлечением оставались футбол и хоккей. Посещал почти все футбольные и хоккейные матчи на стадионе имени Ленина и небольшом профсоюзном стадионе на Аптекарском острове. Страсти к футболу и хоккею отдавался безраздельно, наслаждаясь азартом борьбы, мужеством, ловкостью, атлетизмом; скрупулезно изучал футбольные правила, записался даже в школу футбольных судей, собирал программки матчей, вел годовые таблицы футбольных и хоккейных розыгрышей, был в курсе всех событий в любимых командах - сначала ленинградского «Динамо», потом «Зенита». На матчи с их участием даже выезжал из Ленинграда. Однажды пригласил команду «Динамо» на праздничный обед, играл спортсменам номера из балета «Золотой век». С той поры с нескрываемой гордостью называл капитана ленинградского «Динамо» Валентина Васильевича Федорова своим другом”.

Не так давно эта квартира на Петроградской стороне была в центре городских новостей, будучи выставлена на продажу. Полюбоваться интерьерами можно здесь.

После войны Шостакович с семьёй не вернулся в Ленинград и обосновался в Москве. Формальных знаков сохранения памяти композитора в городе множество, а официального музея, как ни удивительно, нет. Поэтому хочется упомянуть ещё один адрес, не мемориальный, но память о композиторе здесь охраняют с большим вниманием и заботой. Это народный музей культуры и искусства блокадного Ленинграда «А музы не молчали…», расположенный в средней школе № 235 им. Д. Д. Шостаковича.

Музей основан в 1965 году как народный. Ленинградцы приносили сюда вещи, документы, связанные с культурной жизнью города в блокаду. С 2005 года здесь действует отдельная экспозиция, посвящённая Седьмой симфонии. Музей, однако, хочет познакомить горожан и с Шостаковичем-человеком, здесь выставлены такие «бытовые» реликвии как крышка рояля «Беккер», на котором он занимался во время учёбы в консерватории, семейный фотоальбом и даже очки композитора. Трудами учителей и школьников проводятся исследования, открывающие новые частички биографии Шостаковича и близких ему людей. Адрес музея: наб. реки Пряжки, д. 4/6.

Автор статьи — Наталья Клишевич

Вам понравилась статья? Хотите узнать о домах музыкантов-современников? Тогда обязательно ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Петербургские прогулки», чтобы всегда читать интересные и полезные материалы о путешествиях, туризме и Петербурге.

«Прогулки по Петербургу»Канал туроператора «Прогулки по Петербургу». Здесь мы рассказываем интересные истории о городе, и его известных жителях. Если вы давно хотели узнать больше о Петербурге, значит вам сюда 😊
12,2K подписчиков