Найти тему
Твой Информ

Легенды о проклятии шаманки, или как возрождается жизнь тувинских сёл

Оглавление

На земле Улуг-Хема неугомонного

Исторические места обладают определенной магией. Попадая туда, невольно ищешь взглядом тех, чьи имена навсегда вошли в историю, или хотя бы литературных персонажей. Конечно, это мало кому удается, разве только поэтам. Но можно увидеть просто местность, например, описанную в романе «Улуг-Хем неугомонный». Хотели ли вы увидеть «Спящую красавицу»?

Ийи-Тал, частица Улуг-Хемского района

В Улуг-Хемском районе (кожууне) есть и более знаменитые горы. Например – Хайыракан - священная и самая почитаемая гора. С ней связано много легенд. Самая популярная о том, как шаманка прокляла гору за смерть сына. Говорят, что там, в большой пещере, нашли останки монаха, которого считают основателем тувинского рода. И еще рассказывают о том, как страшно быть на этой горе в одиночку - заведут, закружат духи горы, не выберешься.

Есть небольшая гора, похожая на пирамиду, – это Сыын-Чурээ – Сердце Марала.

Есть другая легендарная гора Буура. Где-то там, на ее склонах, ближе к вершине лежит легендарный Железный Плот, аналог Ноевого ковчега в сказаниях Тувы, на котором люди спаслись от потопа.

Есть и другие, может, чуть менее знаменитые места и горы. Одна из них – Дангына, Спящая красавица. Контур вершины горы похож на лежащую девушку. И ее можно увидеть с нового кыштага(зимнее стойбище), который построили в рамках губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи». А поскольку туда переселилась семья из села Ийи-Тал – Две Ивы (Два Тальника), то посмотрим и на то, что происходит сейчас в селе.

И село Иий-Тал, и место нового кыштага у священной горы Бай-Даг, и сама Спящая красавица – всё это – земли действия романа «Улуг-Хем неугомонный».

Ийи-Тал неугомонный

Это лишь с дороги новый детский сад в Ийи-Тале кажется синим. Синяя – только крыша, а дом – из яркого желто-оранжевого кирпича
Это лишь с дороги новый детский сад в Ийи-Тале кажется синим. Синяя – только крыша, а дом – из яркого желто-оранжевого кирпича

А начнем именно с Ийи-тала. Ведь молодые животноводы-кыштаговцы тоже начинали с него.

Судя по всему, когда-то это место было примечательно только тем, что где-то на берегу стояли рядом две ивы. Будем надеяться, и сейчас стоят. Потом появилось село. А потом – новая школа, которую, кстати, тоже построили как часть губернаторского проекта «Кыштаг для молодой семьи». Здесь, кроме сельских детей, учатся и дети «кыштаговцев».

Все, кто проезжал по дороге мимо села, видел большое оранжевое здание интересной архитектуры, это и есть школа. Но сейчас рядом с ней появилось неприметное серое здание, а сейчас строится новое большое синее. Что происходит в селе?

Оказалось, эта новая школа растет и разветвляется. На самом деле новых строений не три, а гораздо больше, их просто не видно с дороги. Изначально предполагалось, что это будет школа с сельскохозяйственным уклоном. Тут дети получат не только необходимый запас знаний общего среднего образования, но и навыки работы на земле. На окраине села появились само здание школы, интернат, пристройка к детскому саду, овощехранилище, водозабор, котельная, кыштаг.

Все это – капитальные сооружения. Но есть еще детские и спортивные площадки. И огород. И картофельное поле. Зимой – зальют каток. А на будущий год начнут строить дом для учителей. Кстати, сделали и дорогу – подъезд к селу.

Эта школа меняет все село на глазах. Почему-то все время хочется ее назвать лицеем. Может, уже пора сделать так, чтобы ученики не только получали навыки работы на земле, но и специальное образование? Впрочем, конечно, не все так просто. Тогда ведь понадобятся преподаватели профильных предметов. А им надо будет где-то жить… Но может быть, все к этому и идет. Не останавливаться же на полпути!

У подножия Бай-Дага - Богатой горы

Ай-Хаан Хирлигбей собирается ехать за стадом. Рядом - глава сельского поселения Ийи-Тал Алдын-оол Болат-оол
Ай-Хаан Хирлигбей собирается ехать за стадом. Рядом - глава сельского поселения Ийи-Тал Алдын-оол Болат-оол

Семья Хирлигбей уже вселилась в новый кыштаг. Хотя еще в «ограниченном количестве». Ай-Хаан Хирлигбей уже живет здесь, ухаживает за своими овечками. А его жена Чодураа – вот-вот родит третьего ребенка. У них уже есть дочь Айнесс и сын Ким, а сейчас вот будет еще один малыш. Так что она пока в селе. Но ее мама, Мира Монгушевна Кыргыз, успешно управляется и на стоянке, и у себя дома, в селе.

Конечно, молодой семье сейчас нелегко. Дети – маленькие, скоро появится младенец. Для любой семьи такое нелегко. А тут еще и целое хозяйство.

Проект «Кыштаг для молодой семьи» - очень удачная идея. Семья получает от республики лес и овец (или коров), строит дом, начинает вести свое хозяйство. Главное условие контракта - за два года увеличить поголовье и передать столько же овец следующим участникам. При его выполнении оставшееся поголовье, как и усадьба, переходят в собственность фермера.

Сейчас в Улуг-Хеме всего 45 хозяйств «кыштаговцев» и участников новой реабилитационной программы для бывших осужденных "Новая жизнь" («Чаа сорук»). Это значит, что в личном хозяйстве только этих семей-участниц проектов около девяти тысяч овец. Может, и больше. Участники прежних лет, которые уже передали 200 овец другой семье, остались с разным количеством скота. У кого-то и гораздо больше двухсот голов осталось.

Но ведь и проблем у участников – немерено. В первые годы, понятно, скот резать на продажу нельзя – надо растить стадо. А на что жить? Хорошо, если хотя бы у одного супруга есть еще дополнительная работа. Чодураа работала воспитателем в детском саду. Но сейчас – в декретном отпуске. Вся надежда только на родню. А родня и не против. У многих есть опыт работы на земле, многие, как Мира Монгушевна, держат свой скот. Вот и появляется общее дело для всей большой семьи.

По проекту получили только овец. А ведь нужны и коровы – как детям без молока. У Миры Монгушевны как раз есть коровы. Так что общее семейное стадо уже становится более внушительным.

С видом на Спящую Красавицу

-4

Одно из самых потрясающих зрелищ – это когда отара овец «скатывается», «стекает» с горы. Похоже на бурный пенистый поток. Овцы радостно «стекают» и бросаются к мискам с солью. Потом – послушно идут в загон, знают дорогу. А ведь они здесь недавно, только летом их передал участник программы прежних лет Айдыс Теймир-оол. В общем, овцы-овцами, но сообразительные.

Девочки в таких нарядах очень хороши, но в них особо не побегаешь, не поиграешь
Девочки в таких нарядах очень хороши, но в них особо не побегаешь, не поиграешь

После «фотосессии» в загоне открыли калитку, и вся отара так же дружно и весело выскочила на волю – еще не время их загонять, еще не вечер. Казалось, что они сейчас разбегутся кто-куда. Но нет. Отошли на некоторое расстояние и стали так же группкой пастись неподалеку.

Хозяйская дочка Айнесс и ее двоюродные сестры Чайлана и Аурита важно ходят в сказочно красивых национальных нарядах. Маленькие дангыны! Понятно – надели для журналистов, долго в такой красоте не походишь, когда хочется бегать и играть. А на Кима надеть национальную одежду вообще не смогли. Ему года четыре. Он в основном лазил по крыше навеса над загоном. И по сену.

Хотя в целом традиционная одежда здорово меняет облик. На этой фотографии Ай-Хаан выглядит хозяином степи, а не тем простым парнем, который оседлал мотоцикл во время работы
Хотя в целом традиционная одежда здорово меняет облик. На этой фотографии Ай-Хаан выглядит хозяином степи, а не тем простым парнем, который оседлал мотоцикл во время работы

А вот сена запасли очень даже немало. Сами запасли, 110 тюков собрали. Хватит и на весну в сезон окота, ведь овечкам трудно разгребать снег, когда появляются маленькие ягнята.

Живая степь

Дом уже вполне обустроен, не подумаешь, что недавно построен. Рядом – летняя кухня, еще какие-то постройки. Дрова есть. Но как жить в степи? Электричества-то нет? Оказывается, есть маленькая солнечная батарея. Немного, но пока хватает. Глава сельского поселения Ийи-Тал Алдын-оол Монгушевич Болат-оол говорит, что если весной получат определенное количество ягнят и сохранят их, то Министерство сельского хозяйства Тувы подарит хорошие солнечные батареи. Но есть другая проблема, гораздо важнее и труднее – нужна вода. Сейчас за водой надо ехать достаточно далеко. Как-то вопрос решать пора. Алдын-оол Болат-оол говорит, что село поможет сделать скважину. Это обойдётся не очень дорого – вода здесь недалеко.

Еще одна проблема – волки. Но в селе уже создана бригада волчатников. Если что – приедут, разберутся. Говорят, что в каком-то хозяйстве уже задрали нескольких овец. А ведь зима еще даже не наступила.

Вообще, кыштаг и село очень тесно связаны. Тут и родственники, и общее хозяйство. А ведь и всегда так, наверное, было. Это только кажется, что степь пустая, если не видишь поселений или стад. Но она вся заткана невидимыми нитями общего хозяйства, нитями родства. Она просто не может быть «пустой», она – живая.

Ай-Хаан говорит, что: «Земля здесь хорошая, пастбища хорошие, наши предки здесь жили». Его семья вернулась в эту степь. Значит, продолжается жизнь, не разрываются нити традиций. Вот она – связь времен неугомонного Улуг-Хема.

И. Качан