Так получилось, мои читатели, что воздушный таран, как способ борьбы с вражескими самолетами придумали и довели до реального боевого применения русские летчики. Все обычно помнят или слышали про первый таран, совершенный Петром Нестеровым в сентябре 1914 года. Но таран Нестерова оказался не во всем удачным: австрийский самолет он, конечно, завалил, но у его «Морана» оторвался мотор, а парашютов тогда не было.
Стрелять по аэропланам противника на тот момент летчики не могли. Можно, конечно, было попытаться взять с собой какой-нибудь маузер и попробовать попасть. Но дело это было бесполезное. Тем не менее, возможность сбивать вражеские самолеты искали по обе стороны фронта. Решения искали разные. В конце концов придумали синхронизатор, позволяющий стрелять из пулемета через вращающийся винт, после чего фактически и появится истребительная авиация. Но пока не придумывали, летчики и их механики пытались придумать что-то сами. Потому что всем было понятно, что с вражескими аэропланами, без проблем совершавшими разведывательные полеты, надо что-то делать. Русские летчики, летая на разведку, например, сфотографировали все позиции крепости Перемышль, что очень помогло при ее взятии.
Но сейчас речь о другом. О воздушных боях.
Военный летчик Александр Казаков прибыл в действующую армию из Офицерской воздухоплавательной школы в декабре 1914 года. Он летал на точно таком же «Моране», как и Нестеров. Самолет не имел никакого вооружения, поэтому Казаков придумал приспособление, с помощью которого собирался бороться с вражескими аэропланами. Конструкция представляла собой стометровый стальной трос с закрепленным на одном конце якорем-кошкой, на другом – гирей. Идея заключалась в том, чтобы подлететь к вражескому самолету сверху, опустить трос, захватить его «кошкой», а потом отпустить гирю. Под весом гири трос должен был намотаться на вражеский самолет, после чего тот потерял бы управляемость.
Идея была занятная, но надо было опробовать ее на практике. А на практике все пошло не так.
Случай проверить оригинальную конструкцию представился 18 марта 1915 года, когда германский двухместный «Альбатрос» совершал разведывательный полет над русскими позициями.
Александр Казаков взлетел на его перехват, подошел к нему на нужное расстояние и попробовал опустить трос. Но трос опускаться не стал, а намотался на «Моран» самого Казакова. Дальше нужно предоставить слово самому Александру Александровичу:
«… Проклятая кошка зацепилась и болтается под днищем самолёта. Что было делать? Два фронта, сорок тысяч глаз - русских и немецких – смотрели на нас из окопов. Уйти, не сделав ничего, находясь в нескольких метрах от противника - позор перед этими двадцатью тысячами русских глаз. Тогда я решил ударить "Альбатрос" колесами… Недолго думая, дал руль вниз… Что-то рвануло, толкнуло, засвистело, в локоть ударил кусок крыла моего "Морана". "Альбатрос" наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз. Я выключил мотор - одной лопасти на моём винте не было…»
«Альбатрос» рухнул, а Казаков пошел на посадку и хотя его машина из-за сломанного шасси в итоге перевернулась, он сам отделался только легкими травмами и стал первым человеком в мире совершившим воздушный таран и оставшийся в живых.
Интересно, что Нестеров в сентябре 1914 года тоже вылетел на «Моране» на перехват «Альбатроса». Но видно не все до конца рассчитал. У Казакова все получилось лучше.
Уже после этого подвига он бы остался в истории навсегда. Но Александр Александрович потом добился еще большего. В годы Первой Мировой войны он стал лучшим асом русской армии, сбив 17 самолетов лично и 15 в группе. Причем тут важно отметить, что асом, то есть, летчиком, сбившим пять и более самолетов, он стал, летая на самолете, у которого все еще не было синхронизатора.
Он со своими механиками переделал двухместный «Ньюпор-9» в одноместный, установив на него пулемет «Максим», стрелявший под углом 24 градуса к оси двигателя, чтобы не повредить винт. Из-за этого заходить на вражеский самолет надо было обязательно сзади-снизу, что не помешало Казакову пополнять свой счет.
Ну а когда поступили самолеты, оснащенные синхронизаторами, дело пошло еще лучше. Более того, Казаков добился создания истребительного авиаотряда.
А потом, в СССР, на долгие годы про подвиги лучшего русского аса забыли. Точно также как старательно не упоминали, что у истоков военной авиации России и СССР стоял один великий князь, витавший в облаках – зять Николая II, Александр Михайлович Романов, князь «Сандро», создатель той самой Качинской авиашколы – кузницы кадров советской авиации.
Вот и Александр Казаков встал вовсе не на сторону большевиков. А совсем на другую. Он оказался на севере, стал командиром 1-го Славяно-Британского авиаотряда, получил чин английского офицера. 1 августа 1919 года, через два дня после того как он отказался эвакуироваться в Великобританию вместе с британскими войсками, Казакова не стало. Все очевидцы его последнего часа сходились во мнении, что свой самолет он воткнул в землю специально.
Вот такая судьба.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм