Нефтедобывающая платформа «Приразломная» относится к объектам самого высокого класса опасности — первого. К нему же, например, принадлежат атомные электростанции и заводы по ликвидации химического оружия. В суровых погодных условиях, на небольшой площади сконцентрировано значительное количество сложной техники, ведущей работы под высоким давлением. Понятно, что меры по обеспечению безопасности здесь должны быть исключительными.
Выброс нефти
Система безопасности «Приразломной» построена на принципе failsafe — «безопасный при отказе». То есть какой бы инцидент ни случился, какая бы ни возникла внештатная ситуация, система сама обеспечит безопасность без вмешательства человека. Все процессы автоматизированы и продублированы, а задача персонала — следить за тем, чтобы автоматизированная система управления и безопасности (АСУБ) была в рабочем состоянии.
АСУБ контролирует технологические процессы на «Приразломной», систему пожарной и газовой сигнализации и систему аварийного останова. На предотвращение каких инцидентов на платформе нацелена система безопасности в первую очередь? Безусловно, это стопроцентное предотвращение аварийных выбросов нефти. На случай нештатной ситуации система аварийного отключения обеспечена клапанами-отсекателями, установленными во всех скважинах. При регистрации датчиками понижения или повышения давления сверх нормативных значений срабатывает предупредительная сигнализация. А если давление продолжает снижаться или повышаться до критического уровня, скважинный насос автоматически отключается, а клапаны, способные справляться с мощнейшим давлением, закрываются, перекрывая скважину.
Взрывы и пожары
Еще одна опасность, вероятность возникновения которой на «Приразломной» сводится к минимуму благодаря жестким мерам безопасности, — это риск взрыва и пожара. А пожар в подобных условиях может привести к страшным последствиям. История знает такие примеры: 6 июля 1988 года в результате взрыва и последующего пожара на британской нефтегазодобывающей платформе Piper Alpha погибли 167 человек, а платформа была полностью уничтожена огнем.
За пожарной ситуацией на «Приразломной» одновременно следят порядка 1800 штук различных датчиков — это тепловые датчики и датчики пламени, дымовые датчики, датчики обнаружения углеводородов. Если хотя бы один из них показывает выход параметра за критическую отметку, система аварийного останова прекращает работу скважинного насоса, клапаны-отсекатели закрываются по всей технологической цепи добычи и подготовки нефти и газа. Производство полностью останавливается. Способ хранения нефти на платформе продуман так, что исключает возникновение взрывоопасной ситуации. Решение простое и эффективное: свободный объем танка с нефтью заполняется водой, которая вытесняется по мере наполнения танков сырьем. Таким образом, в нефтехранилище перекрыт доступ кислорода, который «отвечает» за взрывоопасность.
Среди других технических решений, позволяющих максимально снизить риск ЧП на платформе, — стены, выдерживающие температуру более 1000 °C в течение двух часов, система пожаротушения, способная предотвратить взрыв газа за счет распыления в воздухе инертного вещества — хладона, пассивная противопожарная защита, включающая в себя использование огнестойких изоляционных материалов на различных конструкциях, огнезадерживающие клапаны в системе отопления и вентиляции, конструктивные огнестойкие преграды. Проще говоря, если что-то где-то загорится, то огонь будет быстро локализован.
Многодневные штормы
Платформа «Приразломная» расположена в местах не самых приятных с точки зрения погодных условий. Ледяной покров окружает платформу в течение 7 месяцев — с ноября по май, высота торосов достигает 2 метров, минимальная температура воздуха может опускаться до —50 °C, а полярная ночь длится почти два месяца. Ветер и отрицательные температуры в районе добычи преобладают почти половину года, количество штормов превышает 20 в год при средней продолжительности шторма 9,5 суток.
От столь недружелюбного окружения платформу защищает дефлектор — специальная конструкция из высокопрочной стали высотой 16,4 м. Она способна выдержать атаку ветра со скоростью 183 км/ч (это 12 баллов из 12 по шкале Бофорта, то есть — ураган).
Поскольку глубина в районе платформы всего 20 м, установлена она прямо на дне моря. Стены основания платформы (кессона) сделаны из стали толщиной в 4 см, покрытой особым антикоррозионным слоем, трехметровое пространство между ними заполнено сверхпрочным бетоном. Эта конструкция способна выдержать даже прямой торпедный удар.
Экологическая обстановка
На «Приразломной» обеспечивается безопасность не только драгоценной техники и ценным кадрам, но и бесценной арктической природе. Каждый приличный человек после, например, пикника убирает за собой мусор. Технология «нулевого сброса» обеспечивает ровно то же: использованный буровой раствор, шлам и другие отходы либо закачиваются в специальную поглощающую скважину, либо вывозятся на материк и там утилизируются.
В районе расположения «Приразломной» проводится ежегодный экологический мониторинг, который включает в себя гидрометеорологические наблюдения, отбор проб морской воды, донных отложений и биологического материала, наблюдения за птицами и морскими млекопитающими. Согласно результатам, экологическая обстановка в Печорском море в целом и в районе Приразломного месторождения в полном порядке.
Если вдруг...
С учетом всех продуманных технологий, многоступенчатых, дублирующих друг друга систем безопасности можно с уверенностью утверждать, что вероятность такого инцидента, как разлив нефти, крайне низка — всего несколько секунд потребуется, чтобы полностью перекрыть скважину при любых сбоях в системе. Однако и на этот маловероятный случай есть план. Он так и называется — план предупреждения и ликвидации разливов нефти (ЛРН). План учитывает различные сценарии развития событий, вплоть до крупной аварии — если произойдет разлив объемом 10 тыс. тонн. Для этого компанией «Газпром нефть шельф» закуплено уникальное морское и береговое оборудование, которое позволит быстро ликвидировать разливы нефти в арктических условиях. А также обеспечено постоянное патрулирование акватории профессиональными аварийно-спасательными службами, аттестованными для работ по ликвидации разливов нефти.
Чтобы план ликвидации разливов нефти поддерживать в состоянии «боеготовности», в районе «Приразломной» проводятся ежемесячные учебно-тренировочные занятия и ежегодные тактико-специальные учения, а не реже, чем раз в три года, — масштабные комплексные учения.
Правила без исключений
Так же, как пилоты в самолете действуют строго согласно протоколу, для всех ответственных работ на платформе существует четко прописанный порядок действий. Разрабатывается он в центральном офисе «Газпром нефть шельфа» на основе, в том числе, анализа инцидентов на других объектах. Например, существует правило — после окончания огневых работ должно быть организовано наблюдение за местом происшествия. Это нужно для того, чтобы убедиться: ни в каком скрытом от глаз месте не началось возгорание из-за повышенной температуры (именно так начался большой пожар на нефтяной платформе Piper Alpha).
В нашей стране, как говорится, строгость законов компенсируется их неисполнением. Для того чтобы изменить взгляд работников платформы на безопасность, были внедрены так называемые стоп-карты. Суть в следующем: каждый работник, обнаружив нарушение правил безопасности, имеет право остановить работу на этом участке и попросить устранить проблему. Само нарушение он фиксирует в карточке, с разбора которых начальник платформы начинает каждую утреннюю планерку.
В нашей ментальности фискальничать считается делом недостойным. Но сотрудников платформы все-таки удалось со временем убедить в том, что дело здесь не в наказании виновных, а в том, чтобы уберечь всех от беды. Уже в 2015 году работники «Приразломной» воспользовались стоп-картами более 1,6 тыс. раз, в то же время статистика происшествий на платформе пошла на спад.
Учиться и еще раз учиться
Всем известно, что самое губительное в нештатной ситуации — это паника. Не поможет никакая самая передовая техника, если не знаешь, как действовать. «Знаю, но забыл» здесь не пройдет. По-этому учения на «Приразломной» проходят еженедельно. По громкой связи звучит сигнал тревоги, и каждый сотрудник начинает действовать согласно своему «протоколу». Причем в учениях участвуют все, кто находится в данный момент на платформе: хоть журналист, хоть президент. При прилете на «Приразломную» каждый проходит обязательный инструктаж по правилам поведения на платформе. Например, везде, кроме жилых отсеков, запрещено пользоваться любым фото- и видео-оборудованием, включая мобильный телефон — оно может вызвать искру. Фотографы должны использовать только специальное взрывозащищенное оборудование. Находиться на платформе (за исключением жилого модуля) можно только в полном комплекте спецодежды, обеспеченном защитой органов дыхания, каской и очками. Все работники платформы «Приразломная» знают — в безопасности мелочей не бывает.
Заинтересовала статья? Или вам интересны другие темы? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.
О первом проекте добычи нефти, реализованном на арктическом шельфе России
Поиск нефти на шельфе: в России появляются собственные разработки
Эпидемия на месторождении
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/