Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Психологический портрет Нины Багинской

Нина Багинская для многих стала символом протеста белорусской оппозиции в этом году. Одни восхищаются смелостью этой маленькой и хрупкой женщины, другие посмеиваются – чудачка, а третьи и вовсе пренебрежительно злословят. Такое внимание к ее персоне неудивительно. Учитывая, насколько Нина Григорьевна неординарная личность, трудно оставаться к ней равнодушным. И хочется познакомиться с бунтаркой поближе.

Бунтарка со стажем

Вспоминая себя в детстве, Багинская отмечает, что всегда была пацанкой, любила стрелять в тире, занималась спортивным ориентированием, мечтала стать летчиком, гоняла на велосипеде. Ее боевой дух проявлялся как при столкновении интересов с одноклассниками, так и в спорах с учительницей. «Только я топала ногами и кричала, что не хочу ходить на ваши комсомольские собрания! Вместо этого спортом занималась активно, а в Союзе спортсменов уважали, поэтому-то они меня и терпели!» – рассказывает бунтарка со стажем, которая все же выкинула свой комсомольский билет по окончании школы.

Первые ростки диссидентства в ее душе начали зарождаться примерно в то же время. Тогда в классе Нины учились дети военных, которые были освобождены от изучения белорусского языка. Подобные «привилегии» были связаны с частыми переездами их родителей по службе. Но почему-то эти ребята были высокомерны по отношению к своим одноклассникам «с простыми» родителями. При столкновении интересов и ценностей некоторые могут отступать или стесняться своих убеждений. Но только не Нина! Конфликты с детьми военных лишь укрепили ее связь с белорусским языком и своей национальной идентичностью.

Еще одной причиной школьного протеста были попытки учительницы убедить Нину, что «Бога нет». Однако бунтарка все равно единственная приносила в класс пасхальные крашеные яйца и демонстративно ела их на переменах. Для нее эта традиция была частью их семейной культуры, которая связывала ее с родными и их общими ценностями. Слова учительницы о том, что вера в Бога – это пережиток прошлого, ставили под сомнение значимость всего того, что было важно для их семьи. И Нина не скрывала своего возмущения по этому поводу: «Всегда красили и красить будем!» По ее словам, она «уже родилась упрямой и свободной».

-2

Высказывания школьных учителей олицетворяли посягательство государственной идеологии на ее семью. Папа Нины был военный инженер-строитель. Он носил форму, ее выдавали бесплатно. И однажды с ним произошел неприятный казус – он прошел мимо генерала, не отдав ему честь. Этого хватило, чтобы арестовать отца. После того случая, по ее словам, на семейном совете решили сдать обратно и пистолет, и форму. Хоть тогда все и закончилось благополучно, осадок остался.

Все это стало предпосылкой к тому, что власть стала восприниматься Ниной Григорьевной как нечто враждебное. Но, как мы уже убедились, она не из тех, кто привык пасовать перед попытками ущемлять ее свободу. Наша героиня является оппозиционеркой с 1988 года, когда впервые вышла почтить память жертв НКВД в Куропатах. После без нее не обходилось ни одно протестное мероприятие. «Такой уж у меня характер, что хочу, то и ворочу», – рассказывает она.

Нина Багинская начала свой «протестный путь» с 1988 года

Свободолюбие Нины Григорьевны проявлялось и на работе, куда, по ее словам, она привыкла опаздывать, нарушая трудовую дисциплину. В те времена она была сотрудником Белорусского научно-исследовательского геологоразведочного института. «Когда пришел Лукашенко, сразу начались репрессии. Меня стали выгонять, мол, я опаздываю на работу, хотя у нас раньше за этим никто не следил», – возмущается она, считая, что руководство должно было учитывать ее сложную семейную ситуацию, связанную с воспитанием детей. Сын и дочь родились погодками, у одного из них были проблемы со здоровьем. С одной стороны, недовольство Нины Григорьевны можно понять, ведь в тот период ей пришлось нелегко. Но с другой, вовремя приходить на работу – это личная ответственность каждого. Впрочем, и в других странах не приветствуют решение семейных проблем за счет рабочего процесса. Однако Нина Григорьевна относит это к проявлению несправедливости по отношению к себе. «А потом наш сектор литологии и петрографии вообще развалили. Вот тогда я в знак протеста перестала платить за проезд. И с тех пор не плачу», – рассказывает она.

Свобода и ответственность

О справедливости Нина Багинская размышляет вообще своеобразно. Незаслуженными она считает и те штрафы, которые накопились за годы ее участия во всевозможных демонстрациях и митингах. «Выплачивая штрафы, мы поддерживаем этот режим!» – считает она. Но при этом ей не приходит в голову, что, в таком случае, НЕ поддержать режим можно просто не нарушая законов. Но Нина выбирает протест, и это указывает на то, что ее свободолюбие не предполагает готовности встречаться с последствиями своих поступков. Сильно выраженный бунтарский дух указывает на ценность свободы.

Вступая в открытое противостояние с сотрудниками силовых структур, Багинская рассчитывает: «Нас-то они трогать боятся, мы старые, беззубые, беззащитные. А мне-то чего бояться тех, кто боится меня?». И тут уж Нина Григорьевна ни в чем себе не отказывает: бьет силовиков ногами, кричит, используя бранную лексику, пытается толкнуть сотрудника ОМОНа вдвое выше нее. Не скрывает, что была бы готова и укусить, «да зубов нет».

Пользуясь своим почтенным возрастом, она вступается за других протестующих, когда происходят стычки с представителями правоохранительных органов. О чем сама же с гордостью и рассказывает. Бойкую даму уже давно запомнили не только силовики, но и те, кто выходит на демонстрации. С Ниной фотографируются, у нее берут интервью, ей посвящают рисунки и называют олицетворением белорусского протеста. Рассказывая о своем участии в митингах и демонстрациях, она не скрывает, что ее очень вдохновляет ощущение причастности к группе единомышленников. В свои 73 года она не утратила активной жизненной позиции: «Вместо того, чтобы сидеть как мышь под веником (они же этого и хотят), – выходи! Это даст тебе здоровье, эта причастность, вовлеченность и заинтересованность. Когда мы действуем, у нас прибавляется сил».

-3

Символ протеста

Отдельное место в системе ценностей Нины Багинской занимают бело-красно-белый флаг и белорусский язык. На русском она перестала разговаривать с тех пор как начала принимать участие в протестных акциях. В то время Нина очень неохотно встретила перемены: «В 1991 году у нас было все, как мы хотели: и белорусский язык в качестве государственного, и герб «Пагоня», и бело-красно-белый флаг. У нас в институте было сообщество Белорусского народного фронта. В 1989 году мы его организовали. А когда пришел Лукашенко, сразу начались репрессии». Возможно, именно тогда белорусский язык и флаг стали символами персонального протеста Нины Багинской против перемен, поскольку ассоциировались с тем, что было для нее дорого.

Степень ценности бело-красно-белой символики для Нины Багинской мы можем обнаружить, если перенесемся в ее квартиру, где флаг стоит в «красном углу» наряду с иконами. Сперва можно подумать, что это случайность. Однако, учитывая то, что она рассказывала о флаге и религиозных традициях семьи, это скорее говорит о том, что Нина ставит символ протеста в один ряд с Богом. Оба они, возможно, занимают в ее судьбе одинаково важное место. И это на самом деле созвучно с жизненной позицией Багинской, поведением которой часто управляло именно стремление сделать наоборот.

5 апреля 2019 года препятствовала работам по благоустройству территории в Куропатах

Ящик Пандоры

В 19 лет Нина попала в аварию на одной из тренировок по велоспорту. Тогда врачи диагностировали у нее черепно-мозговую травму. После сложной операции ей запретили заниматься спортом. Но, к сожалению, последствия травмы отражаются на ее здоровье и сейчас. И если верить открытым источникам, которые публикуют интервью с ней, с 2008 года Багинской был поставлен диагноз «посттравматическая эпилепсия». С ней неоднократно случались приступы во время протестных акций.

Важно понимать, что из-за подобных травм происходят органические изменения структуры головного мозга, и это способно влиять на эмоциональную сферу человека, на его поведение. Эти особенности напрямую зависят от участка поражения. В данной статье не стоит задачи рассматривать поведение Нины с точки зрения болезни, но возможный контекст важно понимать и тем, кто восхищается ее бесстрашием, и тем, кто посмеивается и злословит в ее адрес. К возможным проявлениям посттравматической эпилепсии психиатры относят неустойчивость настроения, агрессивное поведение, повышенную тревожность и беспокойство, подозрительность, инфантилизм. Нередко сильное эмоциональное возбуждение и тревога могут предшествовать приступу.

-4

Трудный возраст

Когда мы говорим о жизненном пути человека, важно учитывать и возрастной контекст. Детство, юношество, взрослость, поздняя зрелость – каждая из этих стадий имеет некоторые характерные особенности. Одной из основных потребностей людей пожилого возраста является желание передавать опыт и делать что-то полезное для молодого поколения. И Нина Багинская не исключение. Так, в диалогах с журналистами она не раз с воодушевлением отмечает, что участвует в демонстрациях ВМЕСТЕ с молодежью ради их будущего.

«Поскольку я еще не сгубила своего здоровья и могу ходить на эти митинги. Я не хочу, чтобы дети и потомки были забиты в войнах!» – говорит она. Свое участие в демонстрациях она также рассматривает как возможность встать на защиту молодого поколения, когда происходят стычки с силовиками. «В полуметре от меня в офицерской машине открылось окно, показалась рука с пистолетом и выстрелила в воздух. А я говорю ему: «Что, стрелять начал, зараза? В небо, да? Стреляй уже в меня тогда!» – вспоминает Багинская. Ведь еще более 30 лет назад она пообещала себе: «Если ты не скотина, ты будешь помогать молодым!»

Ценность поддержки и единства с другими людьми Нина Григорьевна усвоила еще в детстве от своей бабушки, которая часто повторяла: «Не деньги спасают человека, а солидарность». Вот и сама Багинская теперь не только присоединяется к акциям протеста, но и взывает к совести тех, кто, по ее мнению, остается безучастным: «Ваш эгоизм не свидетельствует о вашей духовности. Неужели вам не важно, что происходит с вашим ближним, пока это не коснулось вас? Если никого не останется, то вам зачем жить? Наша общность – вот наш секрет и наша сложность».

Бунт против старости

Для Нины Багинской всегда было важно занимать активную жизненную позицию. Этому принципу она следует и теперь: «Лучше я помру в обмороке, чем лежать годами с пролежнями и склерозом. Для семьи это муки! Все мои родственники были такими лежачими, потому что долго жили! Здоровья в старости нет! Поэтому выбирайте – жить долго и на ногах, а не в кровати!». И тут важно отметить, что в пожилом возрасте перед человеком встает вопрос отношения к собственному старению. Эта индивидуальная реакция в дальнейшем предопределяет поведение. Нина Григорьевна, которая всю жизнь бунтовала против любого рода ограничений своей свободы, и в этом случае не изменяет себе. Она протестует против неизбежных возрастных болезней и немощи.

Однако некоторые специалисты по возрастной психологии отмечают, что для такого типа установок порой характерны агрессивность, вспыльчивость, мнительность, наличие претензий к окружению и обществу в целом. И просматривая видеоролики с участием Нины Багинской, мы можем увидеть все эти проявления. «Хочется крикнуть на них, топнуть ногой, пристыдить! Как вам не стыдно, вы подонки. Злодеи. Оккупанты! Ругаться нехорошо. Но это самозащита!» – объясняет она свое поведение в отношении сотрудников силовых структур.

-5

Призраки прошлого

Особое место в жизни пожилых людей занимает привязанность к прошлому. И события или предметы из настоящего могут пробуждать переживания, которые человек испытывал на тот момент. По словам Нины, власть «всегда была жесткой» – как во времена ее детства, так и теперь. «Жаль, что в нашей стране никогда не было свободных людей. Они были под давлением: в моем детстве это были коммунисты, которые не давали возможности развиваться народу. Мы были фактически рабами», – вспоминает она. Нечто подобное, по ее мнению, происходит и теперь. Ассоциации с прошлым вызывают к жизни тот самый символ ее личного протеста – бело-красно-белый флаг и лозунги на белорусском языке.

Не исключено, что сочетание этих факторов сыграло не последнюю роль в том, что и Нина Багинская начала принимать активное участие в протестах сегодняшних дней.

-6

Ложка меда от Нины Багинской

Сохранение интереса к событиям, происходящим вокруг, активная жизненная позиция, готовность передавать свой опыт молодому поколению, многообразие интересов, физическая активность, ориентация на причастность к социуму в противовес одиночеству. Ведь старость наступает тогда, когда человек перестает жить настоящим.

Важно понимать, что Нина Багинская находится в том возрасте, когда человеку особенно важна его причастность к социуму.  Ведь многие люди после выхода на пенсию начинают чувствовать себя ненужными и бесполезными. Это побуждает их искать те виды активности, где они смогут вновь ощутить себя значимыми для общества: участие в различных акциях и организациях, активное выражение гражданской позиции и пр. «Я поддерживаю людей», – отмечает она улыбаясь.

Человек имеет право поступать согласно своим убеждениям, но важно понимать, что свобода всегда полярна и за каждое «хочу» всегда есть своя плата. К этому вопросу Нина Григорьевна подходит достаточно инфантильно: обвиняет, называет закономерные последствия нарушения порядка репрессиями, говорит о несправедливости наказания, действует из расчета, что другие войдут в ее положение: закроют глаза на опоздания, учитывая ее проблемы в семье; не станут задерживать на митингах, потому что она в возрасте и имеет проблемы со здоровьем.

Алена Дзиодзина

Автор фото: grodno24.com, Twitter, из открытых источников