Оперетта "Принцесса цирка" ("Мистер Икс") И.Кальмана - одна из моих любимых. Я смотрела ее бесчисленное число раз - и в театре, и по интернету, и, конечно, фильмы, снятые на ее основе: "Мистер Икс" с Георгом Отсом и "Принцесса цирка" С. Дружининой.
Отрывок из фильма С.Дружининой (1982г.) "Принцесса цирка"
Захватывающий сюжет, прекрасная музыка Кальмана, искрометные диалоги, тайна, интрига с переодеваниями - все это чудо как хорошо. Двухсерийный фильм С.Дружининой с И.Кеблушеком в главной роли вообще считаю самой лучшей экранизацией и настоящим шедевром. Но сейчас я бы хотела рассказать о другом.
Всего лишь одна деталь, одно обстоятельство - и восприятие главной героини, да и всего сюжета в целом, меняется очень сильно. Да, я долго не задумывалась о том, "что же хотел сказать автор" (в данном случае - постановщик), а когда поняла, то была поражена невероятно.
Классический сюжет (для тех, кто не знает или забыл) рассказывает о любовной истории и интриге, построенной на переодеваниях: таинственная звезда цирка Мистер Икс выдает себя за благородного принца, добиваясь тем самым любви богатой вдовы Теодоры (Федоры) Вердье(Палинской).
Когда обман раскрывается, и графиня узнает, что полюбила не богатого аристократа, а "простого циркача", она отвергает его. В гневе Мистер Икс рассказывает, что на самом деле он не безродный акробат, а племянник ее покойного мужа, давно безответно влюбленный в нее. Дядя из ревности разрушил гусарскую карьеру племянника, и он вынужден был уйти в цирк. Графиня заливается слезами, понимая, что потеряла свое счастье.
По законам жанра, в третьем действии влюбленные мирятся, и все заканчивается благополучно. Сюжет прост и понятен - ты отвергла "простого циркача", а он действительно оказался прекрасным принцем - такая, как сейчас говорят "проверка на меркантильность", которую дама не прошла. Тут героиня в явном проигрыше: явный просчет с ее стороны и постигшее наказание (вполне справедливое).
А вот главный герой - выше всяких похвал. Он понимает, что его избранница расчетлива и меркантильна, что подвержена влиянию общественного мнения и крайне зависима от него, понимает, что даже любовь (если она была) не помогла ей простить обиду на мистификацию с переодеванием. Словом, в плане душевных качеств Мистер Икс молодец, Теодора - "незачет". Все понятно.
...Так получилось, что знакомство с этой опереттой у меня началось с фильмов, и только потом мне удалось посмотреть ее в театре Оперетты - с С.Варгузовой и Ю.Веденеевым. И вот тут меня ожидал сюрприз в финале третьего действия. Диалог героев:
Теодора: Анри, как же тебя по-настоящему зовут? Граф Анри де Шатоне - это не настоящее твое имя.
Мистер Икс: Наполовину. Убери "граф" и "де"...
Теодора: Анри Шатоне? Это звучит интереснее (улыбается)
Что???? Так он НА САМОМ ДЕЛЕ простой человек? Не граф, не князь, не барон? Почему сказка закончилась именно так? Неправильно!..
Я была расстроена и обескуражена. И только через несколько лет я поняла, ЧТО хотел сказать режиссер и КАК выглядит героиня в ЭТОМ случае. Теодора здесь предстает настоящей принцессой: ей не важны ни титул, ни богатство - ей нужен только ее любимый человек, безо всяких "де".
Вот теперь красивая, но легкая, необременительная оперетта приобретает новое звучание и более глубокий смысл. Теперь это история о НАСТОЯЩЕЙ любви, а не об обмане с переодеванием и тесте на меркантильность.
Пусть такое режиссерское решение не соответствует классическому либретто, но, признаюсь честно, мне оно нравится гораздо больше - потому что героиня здесь не просто богатая капризная избалованная дамочка, а действительно благородный человек. И это трогает до слез.