Найти тему
Круто об искусстве

Ниже ростом только Г̶у̶б̶и̶н̶ АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК.

Анри де Тулуз-Лотрек "Клоунесса Ша-Ю-Као", 1895, Музей д’Орсе, Париж.
Анри де Тулуз-Лотрек "Клоунесса Ша-Ю-Као", 1895, Музей д’Орсе, Париж.

Он был представителем древнего аристократического рода и умер, не дожив до 37 лет двух месяцев, на руках у своей матери в ее замке Мальроме на юго-западе Франции.

Конечно это Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (читай Анри де Тулуз-Лотрек) - младший из постимпрессионистов, которых, как мы помним ТОЛЬКО ЧЕТЫРЕ (ну это важно запомнить, и они не импрессионисты).

-2

Творческая жизнь Лотрека длилась более 20 лет - начиная с юношеских зарисовок, портретов своих близких, обучения в частных парижских ателье в первой половине 1880-х до обретения собственного стиля к концу 1880-х и активной работы в живописи и печатной графике на протяжении 1890-х.

Тулуз-Лотрек не знал крайней бедности как Ван Гог и Гоген, не мучился от тирании отца как Сезанн. Он прожил, по его собственному выражению, две жизни. Одну - как любящий сын своей заботливой матери, другую - как завсегдатай кафешантанов, кабаре и публичных домов Монмартра (читай именно там он находил темы для своих картин, афиш и литографий).

Не хочу показаться ханжой, но судьба Тулуз-Лотреку подкинула фуньку еще до появления на свет: его отец (Альфонс де Тулуз-Лотрек-Монфа) и его мать (Адель Тапье де Селейран) совершили ИНЦЕСТ - они были двоюродными братом и сестрой. Лотрек был обречен на наследственную болезнь (читай близкокровный брак), проявившуюся лишь в подростковом возрасте.

До 13 лет все было хорошо, а потом у Лотрека обнаружили "хрупкость костей" - он сломал сперва шейку левого бедра, а затем правого, после чего его ноги перестали расти, при этом тело развивалось нормально. Он на всю жизнь остался непропорциональным карликом с ростом 152 см, ходил с трудом и неуклюже переваливал ноги. Более того он не смог преодолеть детскую шепелявость.

Но, несмотря на это, Тулуз-Лотрек всю жизнь относился к себе с иронией (аплодидирую стоя): не щадил себя в карикатурах и при любом возможном случае гулял по парижским улицам (ходил по кабаре и злачным заведениям) вместе со своим кузеном, Габриэлем Тапье де Селейран, который был выше Лотрека на 40 см.

Природа искусства Лотрека кроется, на мой взгляд, в его физической "ущербности".

Анри де Тулуз-Лотрек "Рыжая (Туалет)", 1889, Музей д’Орсе, Париж.
Анри де Тулуз-Лотрек "Рыжая (Туалет)", 1889, Музей д’Орсе, Париж.

Если бы он был хорош собой (равно статус, престиж, положение в обществе, игры в покер, сигары, дорогой виски, элитные шлюхи, служба, скачки и далее по списку), то его искусство лишилось бы того уникального НЕРВА, той ДРАМЫ, которой отмечены все работы Лотрека (читай слащавость и салон - вот был бы его удел).

Но Лотрек, волею судьбы, родился надломленным физически и, в общем-то, душевно. А все искусство исходит, как правило, из душевной боли. Даже самое жизнерадостное.

Он лишился изначально возможности войти в элиту, зато органично вписался в Монмантр (дешевые бордели Парижа, кабаре, алкоголь, сифилис, от которого он, как известно, и умер) - мир, где боль пряталась за вольной жизнью, напущенным весельем и наигранным праздником.

Поэтому в глазах, жестах, позах (штрихах-"царапках", колорите, нервной моторики кисти) героев его работ видится обречение - они страшно устали и усталость эта не физическая, а душевная.

-4
-5

Иветт Гильбер (певица из кабаре "Диван Жапоне") однажды написала ему в письме: "Но, ради всего святого, не делайте меня такой ужасающе уродливой! Ну хотя бы чуточку менее! Столько людей вскрикнет от ужаса при взгляде на ваш рисунок..."

Лотрек действительно никогда не щадил героев своих картин - резкие линии кисти неизбежно старят их лица, часто превращая в карикатуру на самих себя.

И, тем не менее, Лотрек ВСЕГДА на них смотрит с симпатией - ОНИ РОДСТВЕННЫЕ НАДЛОМЛЕННЫЕ ДУШИ.

Анри де Тулуз-Лотрек "Джейн Авриль танцует", 1893, Музей д’Орсе, Париж.
Анри де Тулуз-Лотрек "Джейн Авриль танцует", 1893, Музей д’Орсе, Париж.
-7
-8

Так, например, настоящее имя звезды Монмантра Джейн Авриль было Жанна Бодон. Танцевать она стала в ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЛЕЧЕБНИЦЕ, куда попала с "пляской святого Витта" - нервным заболеванием с непроизвольным подергиванием рук и ног. Оказалось, танец "лечил" ее и, покинув больницу, она стала выступать в кабаре.

Проституток, которых Лотрек многократно писал, он не обвинял и не осуждал. И был одним из первых, кто запечатлел любовь между двумя девушками (читай постоянное обладание мужчин, часто грубое и болезненное, нехватка нежности и ласки). Лотрек был свидетелем их драм и стал для них другом.

А они отплатили ему за это любовью - несли цветы в его мастерскую и позволяли писать себя в любое время дня и ночи.

-9
-10

"В публичных домах, в то время как некоторые из его друзей оправдывали там свое пребывание, Лотрек просто писал, рисовал, наблюдая жизнь затворниц" (Морис Жуаян "Анри де Тулуз-Лотрек").

"Ню" Лотрека, выполненные во второй половине 1890-х, так же как и вчерашние танцовщицы, перекликаются с аналогичными работами Дега. Последний, посетив выставку работ Лотрека, язвительно заметил, что тот "носит штаны, которые ему велики".

-11
-12

А еще он с особой страстью любил рыжих. Так, например, для "Прачки" (1884) ему позировала Кармен Годен. Лотрек будет увлечен ее рыжими волосами до 1889 года, когда девушка перестанет красить свою шевелюру в яркий цвет, тем самым потеряв свое очарование в глазах художника.

"Я отнюдь не занимаюсь возрождением французского искусства, я сражаюсь с несчастным листом бумаги, который не причинил мне ничего плохого и на котором, поверьте, мне не удается добиться ничего хорошего".

🔸🔸🔸

На закате своей жизни Тулуз-Лотрек болел сифилисом (читай дружба с проститутками), страдал от алкоголизма (страстно любил коктейли с абсентом), сопровождающегося провалами в памяти и приступами помешательства. Например, 1898 году, когда состоялась его персональная выставка в Лондоне в галерее "Гупиль", он заснул прямо в зале, в то время как сам принц Уэльский, Эдуард VII (читай будущий король Англии) почтил ее своим визитом.

Когда Лотрек в 1899 году умирает, журналисты признают его талант, подчеркивая, его недуг и называя Квазимодо.

После Тулуз-Лотрека осталось около 700 произведений маслом (не только на холсте, но и на дереве, а чаще на картоне), более 200 акварелей, 31 афиша, циклы литографий, несколько работ в технике сухой иглы и тонна рисунков (читай творчество стало его укрытием).

В 1922 году стараниями друга художника Мориса Жуаяна в Альби открылся персональный музей Тулуз-Лотрека - суровая и величественная крепость бывшего епископского дворца Берби (основа музея - коллекции графа и графини Тулуз-Лотрек, Мориса Жуаяна и кузена художника Габриэля Тапье де Селейран). В 1927 году свет увидел первую биографию художника, ее написал Жуаян.

-13
-14
-15
Скриншоты stories из моего блога в инстаграм

Советую прочитать статью про Тулуза-Лотрека и Дега - "Посравниваем?!".