Найти в Дзене

Что заставляет нас покупать и потреблять больше, чем нужно?

Изображения взяты из свободного доступа
Изображения взяты из свободного доступа

В продолжение темы проекта «Психология стройности» разберём вопрос лишнего потребления продуктов. Мы часто склонны покупать, а соответственно и съедать, больше, чем это необходимо нашему организму. И значительная часть людей (в частности женщин) винят в этом себя. Но всегда ли причина в нас?

Порой мы не замечаем, как другие воздействуют на нас на уровне инстинктов и эмоций. Приведу конкретные примеры, когда фирмы, продвигающие свой товар этим пользуются.

Я не буду указывать названия тех компаний, использующих лозунги о которых скажу ниже. Но, полагаю, многие узнают их, так как эта реклама на слуху. Большая часть из них безжалостно воздействует на все органы чувств человека, используя новейшие исследования учёных в этой области.

Так, например, научно доказано, что желание съесть или выпить то, что увидел человек в рекламе длится недолго. Именно поэтому во многих компаниях имеется требование, чтобы пункты продажи продукции располагались вблизи баннеров с рекламой этого товара. Это сделано для того, чтобы человек не успел передумать, а совершал покупку под влиянием эмоций.

Майкл Поллан - американский писатель-публицист, активист здорового питания
Майкл Поллан - американский писатель-публицист, активист здорового питания

Недавно неприятно удивил призыв одной из компаний, реализующих фаст-фуд. Их девиз звучит так: «В любой непонятной ситуации – ешь!». По факту человека призывают перестать мыслить, отказаться от попытки определить, голоден он или нет. Ведь непонятные ситуации в жизни большинства из нас встречаются на каждом шагу.

Хорошо, если человек понимает всю опасность такого подхода к еде. Если же он не привык задумываться над тем, хочет он есть или нет, он обязательно пойдёт и купит еду. Таким образом формируется сильнейшая привычка «заедать» проблемы, идти по пути наименьшего сопротивления, при появлении малейшей трудности не решать вопрос, а просто есть, ведь это проще и приятней.

Ещё пример. Практически всем нам нравится запах свежей выпечки. Представители одного из супермаркетов признались, что специально меняют направление вентиляции (так, чтобы запах шёл в помещение магазина), когда необходимо продать хлебобулочные изделия.

Часто, мы сталкиваемся с проблемой (с точки зрения покупателя), когда очередь большая, а касса одна (или несколько в большом супермаркете). Но обычно это не связано с нехваткой персонала. Так делают с целью, чтобы человек, скучающий в очереди, покупал ненужную мелочь, которая также располагается в зоне доступа.

При этом цены на упакованные мини-варианты (конфеты, мармелад, мини-шоколадки) запредельные. Так, стоимость жевательных конфет или драже может варьироваться от 700 до 1200 рублей.

Честерстон Г.К. - английский писатель, иллюстратор, биограф, поэт, философ, журналист
Честерстон Г.К. - английский писатель, иллюстратор, биограф, поэт, философ, журналист

Отдельно хочу сказать о кофе. Многие из нас пьют его не задумываясь, по привычке, покупают, просто почувствовав приятный аромат. Сам по себе кофе – низкокалорийный, но при добавлении сахара (или сиропа) и сливок, его энергетическая ценность может достигать 430 ккал в одной порции. Для многих, это четверть дневной нормы.

На примере покупки кофе расскажу ещё об одном нюансе. Большинство продавцов обучены «правильно» задавать вопросы: «Будете покупать кофе арабику или робусто?». И вот уже покупатель выбирает один из предложенных вариантов. Речь о том, чтобы не купить ни один из них, не идёт. В вопросе подразумевается, что покупатель обязательно купит один из видов кофе.

Покупателю неудобно отказаться, показать себя «несостоятельным» и он приобретает товар под внешним влиянием, а не на основе собственных потребностей.

Конечно, у бизнеса свои цели и задачи. Это не хорошо и не плохо. Но тем, кто следит за своей фигурой и здоровьем, стоит повнимательнее относиться к своим покупкам и, соответственно, потреблению. Умение вовремя осознать: наш это выбор, или мы подаёмся чужим манипуляциям, поможет сэкономить немало денег и привести к сознательному потреблению.

Пишите в комментариях, какие уловки продавцов и маркетологов известны вам.

Буду рада видеть вас среди своих подписчиков, а также возможности делиться с вами полезными и интересными статьями. Если вам понравилась моя статья и чем-то помогла, поделитесь ею со знакомыми, возможно она поможет кому-то ещё. Спасибо )