Найти в Дзене

СОЗЕРЦАНИЕ. ЧТО ЭТО И КАК ДОСТИГАЕТСЯ?

Созерцание состоит в тонкой деятельности ума и в божественном размышлении, равно как и в пребывании в молитве. Посредством достойной, благодатной жизни подвижник веры достигает созерцания. Преподобный Исаак Сирин Никодим Созерцать Бога умом, не очищенным от скверны греха и страстных пороков, живя в мире где царствуют "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (Иоанн Богослов), никому из смертных невозможно. Да и как слепой с бельмом на глазу может видеть ясно солнечный свет? Так и в духовном, пока не очистит человек себя от страстных пороков плотской жизни, не сможет даже приблизиться к пониманию того, что из себя представляет нетварный Свет, коего зреть возможно только в чистом сердце. Созерцательная жизнь - это жизнь умная. Как люди хотят видеть своими глазами предметы их окружающие, а за более приятные и развлекательные зрелища платят еще и деньги, так и в духовном (умном) мире возможно зреть невидимое очистившимся умом, что именуется божественным созерцанием. Причем духо

Созерцание состоит в тонкой деятельности ума и в божественном размышлении, равно как и в пребывании в молитве. Посредством достойной, благодатной жизни подвижник веры достигает созерцания. Преподобный Исаак Сирин

-2

Никодим

Созерцать Бога умом, не очищенным от скверны греха и страстных пороков, живя в мире где царствуют "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" (Иоанн Богослов), никому из смертных невозможно. Да и как слепой с бельмом на глазу может видеть ясно солнечный свет? Так и в духовном, пока не очистит человек себя от страстных пороков плотской жизни, не сможет даже приблизиться к пониманию того, что из себя представляет нетварный Свет, коего зреть возможно только в чистом сердце.

-3

Созерцательная жизнь - это жизнь умная. Как люди хотят видеть своими глазами предметы их окружающие, а за более приятные и развлекательные зрелища платят еще и деньги, так и в духовном (умном) мире возможно зреть невидимое очистившимся умом, что именуется божественным созерцанием.

-4

Причем духовное созерцание превосходней плотского зрения и по долгом упражнении подвижника в очищении себя по заповедям Божиим, внутрь его открывается то, что превосходит любые внешние (чувственные) впечатления и пересиливает их. Ум, достигшего сего видения, отводится как бы пленником в иной, невидимый плотским очам мир, мир духовный. на Престоле которого восседает озаряющий всех Своим Светом - Умное Солнце, Творец всего сущего - Господь.

-5

Человек двояк, двойственны и миры в которых он живет: один внешний - временный и скоропреходящий (гибнущий), что олицетворяет его тело и страсти с ним связанные, а другой мир внутренний, который духовен и связан только с жизнью души и ее волевых предпочтений по отношению к удовлетворению желаемых шуих (земных) или горних (небесных) благ.

Апостол Павел
Апостол Павел
Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим.11:33-36).

-7

Преподобный Исаак Сирин
Преподобный Исаак Сирин

Созерцание истинное и ложное

Если зрение ума не будет очищено деланием заповедей, делами безмолвного жития, не приобретет ум в совершенстве света любви, не преуспеет возрастом обновления Христа, улучшением ведения не приблизится к духовным естествам в той степени, на которой ищет ангельского духовного жития, то не возможет соделаться истинным зрителем Божественного созерцания. Все же те подобия духовного, какие думает составить себе ум, называеются призраком, а не действительностию. И это, что ум видит одно вместо другого, происходит от того, что он не очистился. Ибо естество истины пребывает всегда неизменным и не изменяется никогда в подобие, причиною же мечтания образов сих бывает немощь, а не чистота ума...
Посему истинное созерцание естеств чувственных и сверхчувственных, и Самой Святой Троицы, приходит в откровении Христовом. Ему научил и его указал человекам Христос, когда первоначально в Своей Ипостаси совершил обновление естества человеческого, возвратил и дал ему первую свободу и проложил нам путь Собою к тому, чтобы животворящими Его заповедями восходить к истине. И естество тогда только способно соделаться зрителем истинного, а не мечтательного созерцания, когда человек первоначально претерпением страданий, деланием и скорбию совлечется ветхого страстного человека, как новорожденный младенец совлекается одежды, выносимой из матерних ложесн. Тогда ум способен возродиться духовно, быть узренным в мире Духа и приять созерцание отечества своего.
Поэтому ныне созерцание тварей, хотя оно и сладостно, есть только тень ведения. И сладость его (сего созерцания) не отличается от мечтаний во сне. Поэтому созерцание нового мира духом откровения, которым ум услаждается духовно, есть действие благодати, а не тень ведения, и сладость его неотделима от той, какую описал Апостол, говоря: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его», святым «же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1 Кор. 2:9,10).
И сие-то созерцание бывает пищею ума, пока не укрепится он и не придет в состояние приять созерцание высшее первого созерцания, потому что одно созерцание передает человека другому созерцанию, пока ум не будет введен в область совершенной любви. Ибо любовь есть вместилище духовного, и водворяется в чистоте души. Когда ум станет в области любви, тогда действует благодать, ум приемлет духовное созерцание и делается зрителем сокровенного.

-9

Созерцание. Кому оно дается

Совершенно справедливо, возлюбленные, что, если бы Бог на малое время даровал людям это истинное созерцание, то в мире сем не стало бы преемства (рода человеческого). Созерцание это служит узами, пред которыми не может устоять природа, и для приемлющего в душу свою постоянное размышление о сем - оно есть благодать Божия, которая сильнее всех отдельных деланий и которая дается находящимся на средней степени, в правоте сердца желающим покаяния.
Дается же именно тем, о коих известно Богу, что им действительно подобает удаляться от мира сего к лучшей жизни по благой Его воле, какую обрел Он в них. Возрастает же и пребывает благодать сия в них в отшельнической и уединенной их храмине. Сего созерцания будем испрашивать в молитвах; ради него будем совершать долгие бдения, и со слезами станем умолять Господа, чтобы даровал нам его, как благодать, ни с чем несравнимую, и мы не будем уже более изнемогать в трудах мира сего. Вот начало помыслов жизни, совершающее в человеке полноту правды!

-10

Созерцание есть ощущение Божественных таин, сокровенных в вещах и в их причинах

Представь себе, что добродетель есть тело, созерцание - душа, а то и другое - один совершенный человек, соединяемый духом из двух частей: из чувственного и разумного. И как невозможно, чтобы душа пришла в бытие и была рождена без совершения образования тела с его членами, так душе прийти в созерцание второе, то есть в дух откровения, - в созерцание, образуемое в ложеснах, приемлющих в себя вещество духовного семени, невозможно без совершения дела добродетели, а это есть обитель распознающей силы, приемлющей в себя откровения.

-11

И Свет сей пребудет в нем, восходя от созерцания к созерцанию

Кто хочет узреть оный <Божественный> Свет, тот должен следующее в сердце хранить: блюстись от телесных страстей и непотребных скверн, божбы и всякого гнева и возмущения, и рассеяния и памятозлобия — и совершенно людей не судить, а быть в самом помысле и сердце чистейшим от плотских скверн, кротким, смиренным, спокойным, откровенным и чадом мира, воздержным в пище и питии и неослабно заниматься молитвой, началом же и концом во всем этом иметь главу добродетелей — любовь.
Представь в уме своем, что весь этот мир есть мрачная, бессветная темница и что свет нашего солнца есть то же, что свет малого светильника, который слабо освещает всех находящихся в этой темнице, а вне его — Триипостасный Свет, высший всякого света, всякого слова и разума, неизреченный, недомыслимый и неприступный, освещающий все такое, что невидимо, неведомо и неизъяснимо для находящихся в темнице мира сего. (Хотя есть некоторые, которые думают, что понимают то, и созерцают при помощи Божественных Писаний, но есть и такие, и не большая ли часть таких, которые совсем не знают, что кроме этих видимых вещей есть невидимые и непостижимые.)
Итак, когда мы со всем рвением, со всею верою и любовию взыщем не того, чтобы увидеть тот Свет, что вне сей темницы мира, и те вещи, что находятся в том Свете и о том мире (ибо никто еще из взыскавших таковое не сподобился и никогда не сподобится узреть то), но взыщем наперед сохранить заповеди Божии, покаяться, сокрушиться и смириться, тогда откроется и для нас, как бы малое некое отверстие в этом видимом крове небесном, а через него покажется несколько и невещественный оный и мысленный Свет, сущий превыше небес, который как только увидит душа, вся приходит в восхищение и стоит пораженная видением сего нового и преславного чуда, никогда не виданного ею дотоле; будучи же восхищена на небо, нудится пребыть там, углубляясь мыслью в недомыслимый оный Свет, яко невечерний и непрестающий, и  погружаться в созерцание его день и ночь, и желания уже не имеет опять возвратиться в темницу мира и смотреть на вещи, которые в нем.
И вот это-то созерцание, как я сказал, есть созерцание новоначальных, которые недавно вышли на подвиг добродетелей. Но когда человек пребудет долгое время в таком созерцании оного Света, не возвращаясь вспять в мир, тогда отверзается ему небо ли, или око сердца его, то есть ум, — не может он того сказать определенно, — отверзается, говорю, ум ли паче, или небо, — и Свет оный входит внутрь души его, Свет пресветлый и предивный, и просвещает его соразмерно с тем, сколько может вмещать его человеческое естество или сколько он того достоин. Если он пребудет в сем Свете, то и Свет сей пребудет в нем, который, будучи просвещаем, он будет узревать и домышлять таинство за таинством и чудо за чудом, восходя от созерцания к созерцанию, что все, если бы кто из таковых восхотел описать, недостало бы ни бумаги, ни чернил и времени, думаю, недостало бы изложить все подробно.
Истиннее же сказать, как можно описать, или пересказать то, чего нельзя выразить словом, как неизреченное и неизглаголанное? Находясь же в сем Свете или, лучше сказать, с сим Светом, он не как в исступлении бывает, но видит, в каком состоянии сам находится и в каком состоянии находятся другие, также он предузнает и предсказывает, что, когда выйдет из этой темницы мира и тела — и особенно по воскресении, — тогда всеконечно увидит и невечерний оный Свет, сколько возможно будет ему увидеть его, и блага, сущие в нем, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2:9). Но поелику он узрит их так, как они суть уготованы от Бога любящим Его и ими восприняты, то очевидно, что со вступлением во Свет оный мы не лишимся способности познавать и видеть друг друга, но, вкусив осияния оного и созерцания Света оного чистейшего, как Бога будем знать и видеть, так и друг друга, в чистейшем и неизреченном веселии и радовании во веки веков.

-12

Блаженны те, которые во время каждой молитвы своей видят свет

Блаженны те, которые всегда имеют отверстым мысленное око душевное и во время каждой молитвы своей видят свет, потому что они стали равночестны с Ангелами. Если же они таковы, еще в сей находясь жизни, еще будучи связаны телесною плотию), то каковыми же будут они по Воскресении, после того как восприимут духовное оное и нетленное тело? Всеконечно, они будут тогда не Ангелам только подобны, но Самому Владыке Ангелов, Христу Господу, как написано: вемы, яко, егда явится, подобии Ему будем (1 Ин. 3:2)

Авва Исайя
Авва Исайя
Человек, пока не совершит всякий труд в деятельных добродетелях, не может достигнуть свободы истинного созерцания.

-14

Преподобный Ефрем Сирин
Преподобный Ефрем Сирин
Блажен, кто приобрел созерцание будущих благ и вечного мучения мысленными очами и прилежно потрудился улучить вечные блага.

-16

Святитель Григорий Нисский
Святитель Григорий Нисский

Созерцание не совершает душу само по себе, если нет дел, показывающих преспеяние в нравственной жизни

Намеревающемуся приступить к созерцанию всего сущего должно очистить себя во всем, быть чистым и нескверным по душе и по телу, омывшим с себя нечистоту соответственно душе и телу, — чтобы могли мы оказаться чистыми перед Тем, Кто видит сокровенное, и чтобы благоприличие в видимом сообразно было внутреннему расположению души.

-18
Созерцание... Бога совершается не по видимому и не по слышимому, и никаким из обыкновенных понятий не объемлется, ибо сего око не виде, и ухо не слыша, и это не есть что-либо из входящего обыкновенно на сердце человеку (1 Кор. 2:9). Напротив того, намеревающемуся приступить к уразумению высокого надлежит предочистить нрав свой от всякого чувственного и бессловесного движения, омыв ум от всякого мнения, составляемого по какому-либо предположению, и отлучив себя от привычного собеседования со своею сожительницей, т. е. с чувственностью (она есть как бы супруга и сожительница нашей природы); и когда станет кто чист от всего этого, тогда уже осмеливаться ему приступить к горе' (Исх. 19:10).

Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст
Душа трепещет и ужасается, долго занимаясь вышними созерцаниями.

-20

Преподобный Исихий Иерусалимский
Преподобный Исихий Иерусалимский

Жизнь внимательная... бывает отцом созерцания, сочетавшись с супругою — смирением

Созерцание и ведение обыкновенно бывают путеводителями и виновниками строгой жизни через то, что сердце, ими восхищенное горе, приходит в презрение земных удовольствий и всякой чувственной сласти житейской, как вещей ничтожных.

-22
И обратно, жизнь внимательная, во Христе Иисусе совершаемая, бывает отцом созерцания и ведения и родителем Божественных восхождений и мудрейших  помышлений, сочетавшись с супругою — смирением.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Должно созерцать судьбы Божии оком веры

Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений, он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий... видеть Бога в великих делах Его — в создании и воссоздании мира.
Должно... видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих, и ангельских.

-24