Найти тему
#лысаяжурналистка

Батюшка в ответе!

Оглавление
личное фото респондента
личное фото респондента

- Как вы решили стать священником? Душевный порыв, травма в детстве, отец священник?

- Хорошо начали! (смеется). Единственное, что приходит в голову, это травма детства, а потом смотришь, опаньки, он еще и с образованием, еще и нормальный .

Сложно, на самом деле сказать, потому что я сам не понимал, почему меня тянет к священству. Просто понимаешь, что это твое. Уже рукоположившись, я иначе посмотрел на слова Спасителя, на которые раньше не обращал внимания, а тут врезались, потому что в Писании сказано "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал".

личное фото респондента
личное фото респондента

У меня тоже были препятствия, которые любого человека сбили бы с ног. Но есть прописная истина, только тогда можно с уверенностью говорить, что воли Божьей нет, когда ты постучался абсолютно во все двери.

Понадобилось еще 10 лет, чтобы понять, действительно ли я услышал призыв Бога, а не что-то свое, особенно в тот период, когда был повод усомниться, а длился такой период два года.

- А какие были препятствия?

личное фото респондента
личное фото респондента

Были сложности с поступлением в семинарию, причем на ровном месте. Я человек с улицы, поступал несколько раз, не зная, что надо было сначала договориться. Но с улицы приходить в Духовные структуры оказалось довольно сложно

Потом поступил уже в светский православный университет. Со временем мне это аукнулось. С одной стороны служа в Киеве этого было достаточно, чтобы рукоположиться и служить до конца дней своих, а в России оказалось, что все равно необходима семинария, и хоть ты тресни. Я, имея диплом преподавателя теологии, все равно заочно заканчиваю одну из российских семинарий. Буквально в прошлом году пришла в епархию бумага из Москвы, почему у вас иерей Владислав Береговой без образования. Архиерей напрягся, я тоже напрягся, даже целый ответ написал, но решили не отправлять. И теперь забавно, утром сдаю экзамены в семинарии, а вечером в ней же факультативно преподаю (смеется).

Но я спокойно к этому отношусь, хорошо всё лишний раз вспомнить. Одно дело разбираться в женской психологии, а другое помнить – в северном или южном царстве пророчествовал пророк Исая или Иеримия. Вам это, может быть, сто лет не надо, а в семинарии это основа основ.

- Вы говорили, что зарплата у священников может быть 10 -15 тысяч. У вас трое детей, матушка, но как на эти деньги можно семью содержать? Мне бы и одной не хватило, учитывая, что у меня нет детей.

- Ну, у меня 10 тысяч уходит на один бензин. Зарплата у меня 20, у второго клирика 15. Это средняя зарплата по всей РПЦ.

Всем кажется, что священнослужитель хапает себе все, что туда приносят. За свечи, записки, иконы, пожертвования, а батюшка потом скидывает все это себе и начинает считать: так, это себе, это тоже себе, это на храм, это себе, это на храм, а нет, это тоже себе и это мне, и это мне. Представляют все это так. И я даже не знаю людей, которые находясь вне церкви думали бы как-то иначе.

А по факту, даже если ты настоятель, тебе необходимо обеспечить огромное количество приходских нужд. Я месяца два служу настоятелем, чешу в затылке, потому что, образно говоря, доход сто тысяч, расход сто пятьдесят тысяч - двести. И по факту я смотрю, что… предыдущий настоятель, чтобы выплатить мне зарплату, я даже не знаю, где он ее брал, вот если честно.

Ладно, в прошлом году не было пандемии, были люди, не было тотальной безработицы. В этот год был период, когда я сидел без зарплаты, без дохода.

Но мне грех жаловаться, я вхожу в ту сотню священнослужителей РПЦ, кто питается от своих подписчиков онлайн. Только это и выручает, потому что альтернативы нет никакой. У себя в Мосальске я один раз повенчал за пять лет, две квартиры освятил, покрестил, ну может быть, человек пять в этом году. Тут треб тоже нет, это город, но, по сути, большая деревня.

Инстаграм еще служит как большой социальный проект. То, что задумывалось мной как большой миссионерский проект, стало еще и крупным социальным проектом.

Я вхожу уже пару лет в социальный отдел калужской митрополии. Постоянно кто-то обращается в отдел, руководство отдела обращается ко мне, я кидаю клич, люди – откликаются, мы собираем деньги, я передаю. Сгорит дом у семьи многодетных – раз и собрали 400 000, отдали, человеку помощь нужна – 100 000 собрали – отдали! Так и есть, если у батюшки дом сгорел – отдаем тихонько, если у невоцерковленных мирян – то через телевиденье.

- А почему батюшке тихонько?

-Потому, что будут говорить, что мы только своим собираем. Даже если из 10 нуждающихся или 50, будет один священник – все равно зацепятся за это, и будут говорить что делаем только для себя.

Как помните история о бездомном, который замерз во Владивостоке у храма? Там сразу понеслось в соц сетях, что вот он просился на ночлег, ему не открыли, прошли мимо него.

Ну не просился и не прогнали, закрыт храм в 3 часа ночи. Местный бездомный, его подкармливали и знали, хороший дядька, но вот вынесло его чего-то на улицу в этот ледяной дождь. Открываю комментарии, а там уже понеслось, «будьте вы прокляты», и все в таком духе.

То, что там церковь создает 10-ки домов для женщин, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, сейчас их 40, это никого не волнует.

Деньги нужны колоссальные, епархия помогает, патриархия помогает, но кто об этом знает? Никто. Нужна техника, аппаратура, ремонты, электричество, отопление.

Патриархия выделила в этом году 40 миллионов рублей на эти дома, но опять же, кто об этом знает? Никто. Зато золотые купола, которые не золотые, видят все.

Золотые купола и попы на "Мерседесах".

- Самый любимый аргумент хейтеров - «попы на мерседесах». Я сколько не старалась, вспомнить таких не смогла, может вы поясните, откуда взялось это клише, знаете ли вы лично священнослужителей, которые ездят на Мерседесе?

- Да. Дело в том, что у нас Патриарх ездит на старом бронированном мерседесе, выделенным ему федеральной службы охраны, потому что он входит в 10 охраняемых государстом людей . Потому что если ты хочешь нанести удар по психике 150 миллионам людей страны – убери Патриарха. Потому, что если президент – это мозги страны, Патриарх – сердце страны. И, как в фильмах катастрофах – апофеоз трагедии – разрушение статуи свободы, там людей нет, но это было бы символом падения США. Так и здесь. К сожалению, в таком мире мы живем.

Вот и все, даже если у одного есть, а больше и не надо. Если человек хочет подвести общий знаменатель ему этого достаточно.

Я уже молчу о том, что десятилетний "Мерседес" "С" класса стоит как новая "Лада Гранта". Это тоже никому не интересно.

Люди требуют популизм, и католики в этом деле сообразили быстрее, чем мы, и чтобы не быть осуждаемыми в этом вопросе, сменили имидж и посадили Папу Римского на старый "Фиат". Пиар служба работала на износ, чтобы показать, "мы бедные, бедные, бедные".

У нас тоже запрос на бедную церковь был, есть и будет, но мы не привыкли заниматься популизмом.

Мне подарили – я езжу.

Вы спросили, видел ли я священнослужителей, которые ездят на "Мерседесах"? Видел. И на Украине видел и в России видел. И тут как получается, "Мне подарили – я езжу". Как говорил один владыка, отвечая на вопрос журналиста: "Будь нормальным человеком и тебе подарят".

личное фото респондента
личное фото респондента

Учитывая, как многие архиереи ездят, им нужен хороший безопасный автомобиль, потому что для них это место работы. То количество дел, которое совершает архиерей сравнимо с тем количеством дел, которые делает губернатор. Ему нужен автомобиль, в котором можно работать. Желательно со столиком сзади. Но опять же, нас 40 000. Если пересядет 39 999, а один не пересядет или подвезет кого-нибудь из нас человек на "Мерседесе" или "Бентли" – его сфотографируют, и все равно будут об этом говорить.

Меня по Москве неоднократно подвозили вторым или третьим именно на "Мерседесе". И всё, если сфотографируют один раз – захейтят. А если сфотографирую как выходишь из задней двери – все, еще и с водителем.

И такое бывает...

Самое интересное, у меня одного знакомого батюшку из Инстаграма так же подловили, когда он выходил из "Мерседеса". Вызвал такси, а так как эконом класс не приезжал, вызвал машину классом выше. Его сфотографировали выходящим из "Мерседеса", потом оправдывался в том же Инстаграме, показывал свою настоящую машину.

Самый простой пример, на меня копали компромат еще в Киеве, но на меня пошло рикошетом. Знаете, украинская пословица, "Когда паны дерутся, у холопов чубы трещат"(смеется).

Искали чем бы подловить, и у меня не было машины, но был велосипед. Его сразу показали, и все, стали хейтить за это, мол, он хороший и дорогой. Когда ищут к чему бы придраться – найдут - не имеет значения.

Какой поп – такой приход.

 личное фото респондента
личное фото респондента

Если ты служишь на приходе, где у тебя состоятельные духовные чада, им не сложно купив себе новый "Бентли" отдать тебе старый "Мерседес".

За приходские деньги не покупает НИКТО. Никогда.

Нет такой функции в уставе, и возможности не существует.

Потому что если сегодня он купит за церковные деньги – завтра он настоятелем не будет. Есть благочинный, есть епархия, комиссия и ежеквартальные отчеты, если рубль не сойдется, к тебе приедет комиссия.

- Еще есть претензия, что храмы строят за государственный счет.

- Новый - нет, но 17,18, 19 век, если это памятник архитектуры и культуры и находится на балансе государства, это может быть, но не строительство, а содержание!

Когда-то строили Монахи для Монахов, но в 17 году зачем-то понадобилось все это разрушать. А кто теперь будет восстанавливать? Ну, пусть церковь и восстанавливает. Так у меня в 30-е годы разрушила советская власть храм на кладбище. А кто теперь восстанавливает? Я восстанавливаю.

 личное фото респондента
личное фото респондента
 личное фото респондента
личное фото респондента

Если государство финансировало бы восстановление крупных монастырей, допустим, Истринский монастырь, он бы остался разрушенным, церковь бы это не потянула. Или может прийти помощь от частных благотворителей. Но нет, деньги налогоплательщиков уходят, только если это памятник культуры!

И еще немного о смущении. На сей раз от прихожан. И речь не о бабушках.

- На меня много раз бросались, потому что я выгляжу как хочу, хотя для храма у меня есть соответствующая одежда. Но в жизни ношу рубашки, мужские шарфы и носки – это не мешает меня любить Христа. Я могу быть не патриархального уклада, но я люблю Христа, это мне тоже не мешает. Когда-то стала православных друзей искать в вк, чтобы было с кем поговорить. Рассказала там, что не люблю детей, так они дошли в разговорах до того, что такие как я выгнали Марию с Маленьким Христом, что я не воцерковленная, я не Христианка и как же так можно…

Второе…. Если я не готова подчинятся мужчине какому попало, то это не делает меня вероотступником. Сразу начинается, что "Христос завещал…", ну, во-первых, не Христос, а Апостол Павел, во-вторых прочитать одну строчку "Да убоится жена мужа своего…" явно недостаточно.

Выдержка из книги Метрополита Антония Сурожского "Если он не образ Христа, то никто никаким уважением ему не обязан" (полный текст обращения дан внизу статьи), мужчины на это реагировали крайне негативно. Если это пьяный "Ваня" на диване, то я даже не собираюсь его уважать, это не образ Христа, а пример того, как нельзя вести. Почему сразу считается, что я плохая Христианка?

Я хочу сразу сказать, что установка "Женщина – молчи" очень отпугивает присматривающихся к Христианству девушек.

- Я вообще думаю, что если у мужика есть время писать коментарии под постами – это странный мужик, а если он еще и православный – вдвойне странно. У мужика не должно быть времени на фигню. Еще и комментарии его словно "высшего по отношению к низшему", то есть сразу же начинаются поучения. Да, мужик не связанный семейными узами – часто очень нудный мужик. Ему хочется порассуждать о Богословии апостола Павла и апостола Петра, о домострое, о том какие женщины должны быть, о том какие ему попадались. Если он еще и православный – это вообще беда-беда, может быть и маменькин сыночек и с дуринкой в голове. Так что православный мужик – вдвойне опасный мужик. Ну, сериал бы лучше посмотрел.

А почему так? Времени много свободного.

У меня есть дядька знакомый на СТО, талантливый, не рвач, не обманщик, пашет как вол на плантации, вот откуда у него время на комментарии. Я бы за него спокойно половину своих подписчиц отдал, даже если бы он был атеистом, я знаю, что он надежный дядька, мужественный, честный и крепкий.

Каждый, кто делает вам замечания – у него какая-то психологическая проблема. Он настроен почему-то не на себя и свои взаимоотношения с Богом, а на окружающий мир, он хочет поучать других, не имея на это права. Если это еще проецируется на семью, когда думаешь, что ты вообще и учитель жены какая она должна быть, будут проблемы, конечно. Но таких мало, мы взяли исключительный случай, повторю, их мало, но они есть. Вконтакте адекватных мало, а в жизни их значительно больше. Так что если надумаете знакомиться – паломнические поездки, совместный труд и какие-то дела.

- Несколько лет назад, когда я еще не была воцерковленной, в фейсбуке у меня появился воцерковленный френд, иногда что-то у него видела, читала, так вот в Австралии в тот момент узаконили гей-браки. И вся его страница пестрела негативом вплоть до "Сжечь их"! Мне было стыдно за то, что эти люди тоже православные. Это что, такое православие? Это разве нормально хотеть сжечь какого-то человека?

- 250 лет мы жгли православных христиан, которые называли себя старообрядцами, что вы хотите от этого народа? Более того, те старообрядцы, которых не сжигали Никоновцы, они сжигали себя сами, чтобы не принять новую веру, у нас это в крови сжигать кого-нибудь.

Инквизиция была у католиков, у нас ее не было, там отправлялось 100 000 анонимных доносов, потом инквизиторы выезжали, проверяли, отпускали, и в действие приводилось не 100 000 приговоров, а 100. А у нас во время советской власти, было иначе, из 100 000 анонимных доносов никто не разбирался особо и всех в расход.

- Что бы вы могли от себя посоветовать мирянам, которые присматриваются к православию?

личное фото респондента
личное фото респондента

Я хочу порекомендовать таким людям не создавать свое мнение о церкви и священнослужителях по стереотипным шаблонам и мнению других людей. Надо самому окунуться и близко пообщаться. А не просто зашел раз в храм, пару "пинков" получил, убежал, думая, какие тут все страшные. Лучше тесное общение со священниками, с людьми веры, которых Христианство не переехало, а исцелило.

Моим респондентом в этот раз был замечательный священник - иерей Владислав Береговой, автор канала "Скорая духовная помощь" в Инстаграм.

Кстати, там можно посмотрю наш эфир в записи, а не только его прочитать и самим увидеть какой добрый и позитивный батюшка).

Отрывок из беседы Метрополита Антония Сурожского.

«…о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак; им вручается Богом Хрупкое существо, которому они сказали: «Я тебя люблю!» И эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью и всей своей смертью, по любви к жене и детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому что (и только поскольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать семью. Это каждый муж должен помнить. Легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права над своей женой и над своими детьми. Это - неправда. Если он не образ Христа, то никто не обязан ему никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием».