Найти тему

Можно ли специально создать ту самую среду, которая будет обучать и мотивировать?

Можно ли специально создать ту самую среду, которая будет обучать и мотивировать?

Из чего вообще она складывается, из каких больших и малых составляющих? У нас в стране (не скажу про другие) почему-то процесс обучения складывался зачастую из мелочей. Ну, иначе я не могу объяснить, почему им придавали такое значение. Сиди прямо, держи ручку правильно, буквы под наклоном... Техника чтения, классная работа, отступить три клетки. Слышала новую фишку: весь класс читал хором по слогам. Неважно, что часть детей уже книжки про себя читают пачками.

И в целом это можно увидеть на мамских форумах: как все любят обсуждать мелочи. Как научить складывать буквы в слоги, как привязать резинкой ручку к пальцу, как подсунуть незаметно книжку, чтобы заинтересовался.

Но разве из этого складывается образование? (И вообще, если я буду тыкать Агату, которая пишет сказки и истории, что она ручку неправильно держит, захочет она дальше писать?) Очевидно, что есть нечто большее, подход, отношение, которое работает день ото дня, как будто само. Как благодатная почва, в которую уже не важно какие семена бросили - они прорастут.

В позапрошлом посте я спрашивала, могут ли дети «прыгнуть выше головы» - могут ли быть лучше нас. И ответы все были однозначные - могут. Я считаю, что это определенное отношение, важное. Когда мы занимаемся с ребёнком и относимся к нему, как к тому, кто будет открывать новое и знать больше нас. Сразу взгляд меняется, мы уже не придаём значения мелочам, тому, что сами знаем. То, что было важно в начале-середине ХХ века, уже не имеет значения. Наклон ручки не важен.

Как только мы предположим, что дети потенциально пойдут дальше, чем мы, мы начнём с уважением относиться к их «странным» увлечениям - ведь что мы знаем про будущее, это они - будущее. Мы перестанем считать свои знания аксиомой. Количество отступленных клеток не имеет значения в масштабах развития личности.

Казалось бы, мы все это знаем, но все ли так относимся к детям? Разве не об этом вопрос «а как вы физику ему объяснять будете?» - в нашем случае физику объясняет сам Сеня. Но мы не ставили такую задачу. Мы создавали почву.

Про суп и мотивацию - это тоже про отношение к ребёнку. Будем ли мы всеми всеми способами стараться управлять его устремлениями? Почему мы считаем, что нам лучше известно, чем он должен заниматься? Чем он должен увлекаться. К чему стремиться. Почему мы пытаемся за него хотеть, при этом сами себя не знаем как замотивировать, только стимул, только хардкор.

Я не могу в тексте объяснить, показать, как создать среду, которая будет мотивировать и обучать. Я могу взять день, «сфотографировать» его, показать в разрезе, процитировать слова, но это лишь момент, он мёртвый. Есть мы живые, которые меняемся, ищем и находим. И это важный момент, об этом многие упомянули в комментариях: надо самим быть активными, в поиске, с удовольствием учиться, находить радость в своём деле.

Можно ли это взять, как методику? Очевидно, скопировать другую семью не удастся.

Мы все как будто знаем, как надо. И не давить на детей, и давать в нужный момент балалайки, а в другой — интересные книги. И самим увлекаться, не быть унылым родителем, который читает лекции по любому поводу, а быть родителем увлечённым, который легко и про историю создания Кносского дворца-лабиринта, и покопаться в песке. И относиться по-человечески, и не срываться на любую ошибку, не паниковать, когда скорость чтения не соотвествует возрасту.

Но само знание не даёт нужное состояние, отношение, настроение и атмосферу в семье. Потому что зачастую кажется, что учёба начинается с ребёнка, что нужно искать инструкцию к нему. А не к себе счастливому, довольному, спокойному, увлекающемуся и замотивированному жить.

Автор статьи: Александра Чернявская.