Найти тему
С Богом по жизни

Два пути (Нагорная проповедь)

Оглавление

Джон Стотт писал:

«Нагорная проповедь — пожалуй, самая известная часть учения Иисуса, хотя, по мнению некоторых, наименее понимаемая и, бесспорно, наименее исполняемая. Она более всего приближается к манифесту, если таковой когда-либо сходил с Его уст, ибо является Его собственным описанием того, какими Он хотел видеть Своих последователей и их дела».

И. Стэнли Джонс писал: “Современное христианство больше всего нуждается в новом открытии Нагорной проповеди как единственного практического руководства в жизни”. Харви Скотт назвал Мф. 5—7 “конституцией христианства”.

Даже посвятив Нагорной проповеди сотню книг, мы все равно не исчерпаем ее учения. Все, что мы можем сделать, это вкратце познакомиться с ее содержанием. Статья “А Я ГОВОРЮ ВАМ” была посвящена первой половине проповеди; сейчас мы рассмотрим ее вторую часть.

Проповедь изобилует противопоставлениями. В первой половине противопоставляется то, чему были научены иудеи, тому, чему учил Иисус. Для второй части проповеди характерны противопоставления двух путей, которые может выбрать человек. Иисус побуждает Своих слушателей: “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (7:13, 14). В Мф. 6:19—7:27 содержится множество примеров двух путей, по которым мы можем пойти. Эти стихи ставят нас перед выбором, который мы должны сделать, — выбором, который приведет нас либо к жизни... либо к погибели.

ЗЕМЛЯ И НЕБЕСА (Мф. 6:19-24)

В первой части этого урока содержатся многие из только что упомянутых контрастов. Мф. 6:19-21 противопоставляет собирание сокровищ на земле и собирание их на небе. В стихах 22 и 23 мы видим разницу между внутренним светом и внутренней тьмой. Стих 24 говорит о двух возможных господах: Боге и богатстве. Все три контраста относятся к одной теме: к чему обращены наши помыслы — к земному или к небесному.

Сокровища (ст. 19-21)

Иисус призвал Своих учеников собирать сокровища не на земле, а на небе. Он подчеркнул, что земные богатства преходящи — вечны только небесные (ст. 19, 20).

Христос не осуждал разумные сбережения для будущего; Он осуждал накопление богатства, когда это становится самоцелью. Самым важным для Него было, что человек ставит на первое место: “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (ст. 21). Истинно и обратное: где ваше сердце, там будет и ваше богатство.

Глаза (ст. 22, 23)

Для иллюстрации важности правильных приоритетов Иисус привел аналогию, хорошо знакомую людям того времени: глаза человека отражают расположение его сердца. Ветхий Завет учит, что “милосердный [буквально “имеющий хороший глаз”] будет благословляем” (Прит. 22:9), а “завистливый человек” [имеющий “плохой глаз”] “спешит к богатству” (Прит. 28:22). Чем глаза являются для тела, тем сердце является для души. Сегодня мы уже не употребляем этот образ в своей речи, но нечто подобное можно услышать, когда мы говорим о “взгляде” на жизнь.

Иллюстрация Иисуса проста: если у человека хорошие глаза, то “все тело его светло”, а если он слеп, то “все тело его темно”. Точно так же, если у человека хорошее сердце (в контексте — обращено к небесам), то он исполнен духовного света, но если у него плохое сердце (то есть обращено к этому миру), то он исполнен духовной тьмы.

Господа (ст. 24)

Каждый из нас должен решить, что в нашей жизни важней: служить Богу или стать рабом этого мира; но совместить то и другое невозможно. Мы должны сделать выбор между Богом и богатством. “Маммона” — это обычное слово халдейского происхождения, которым обозначали материальное богатство.

ОЗАБОЧЕННОСТЬ ИЛИ ВЕРА (Мф. 6:25-34)

Следующий раздел — один из наиболее практических (и самый необходимый всем) в проповеди. Он посвящен греху озабоченности. Если вы когда-либо проявляли беспокойство, кивните головой. Я был бы очень удивлен, если бы вы не кивнули. Беспокойство занимает одно из первых мест в моем перечне личных грехов.

Отрывок Мф. 6:25-34 тесно связан с предыдущими стихами: если наши помыслы обращены к этой земле, то мы всегда будем испытывать беспокойство. Если же они направлены на небеса, то необходимости беспокоиться нет. Джон Франклин Картер, комментируя эти стихи, сказал, что озабоченность...

1. Излишня, ибо... если Бог питает и одевает животный и растительный мир, то Он непременно удовлетворит нужды Своих рабов (ст. 26, 28-30).

2. Тщетна, ибо как с помощью беспокойства не прибавить... себе роста, так оно не принесет и никакой другой необходимой пользы (ст. 27).

3. Неуместна, ибо для христианина жизнь должна быть больше пищи, а тело — больше... украшения. Кроме того, заботясь об этом, христианин ставит себя в один ряд с... язычниками... (ст. 25, 32).

Секрет победы над озабоченностью кроется в слове, которым Иисус охарактеризовал беспокоящихся: “Маловеры!” (ст. 30). Вера — вот ключ к победе над озабоченностью: вера в Бога, который знает наши нужды (ст. 32) и который обеспечит нас всем необходимым в жизни, если мы “ищем... прежде Царства Божьего и правды Его” (ст. 33). Поскольку Бог есть Бог, то Он все знает; поскольку Он наш Отец, то Он обо всем позаботится.

Иисус не учил беззаботному отношению к будущему, но есть разница между разумной заботой и бессмысленными волнениями, которые лишают нас сил и способности противостоять будущим трудностям. Иисус не выступал против планов на будущее; принцип “домоправления” заставляет нас как можно лучше готовиться к завтрашнему дню. Однако, сделав все от нас зависящее, мы должны довериться Богу — и не беспокоиться.

СУДИТЬ ИЛИ РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО (Мф. 7:1-6; Лк. 6:37-42)

От отношения ученика к материальному богатству Иисус перешел к его отношению к окружающим. В Мф. 7:1-5 сказано, чтобы мы не судили других. Некоторые думают, что этот отрывок вообще запрещает судить, но Иисус Сам сказал: “Судите судом праведным” (Ин. 7:24). Судить надо, и это подчеркивается в одном из наших текстов: “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями” (Мф. 7:6), — а это предполагает умение справедливо судить о тех, кого мы учим. Если Мф. 7:1-6 рассматривать как единое целое, то становится очевидно, что Иисус запрещал не всякое осуждение человека, а лишь грубое, недоброжелательное и бесчувственное.

Лука, рассказывая об этой проповеди, пишет, что Иисус добавил к ней мысль о слепых поводырях слепых — и их учениках (Лк. 6:39). Позже, говоря о фарисеях, Иисус назвал их “слепыми вождями слепых” (Мф. 15:12, 14). Христос порицал фарисеев и всех тех, у кого по отношению к другим проявляется фарисейский дух.

СМЯТЕНИЕ ИЛИ МОЛИТВА (Мф. 7:7-11)

Прежде чем завершить проповедь (наставлением о повиновении), Иисус включил в нее два общих раздела, которые должны были обеспечить Его слушателям исполнение тех задач, которые Он поставил перед ними. Контрасты в этих стихах прямо не высказаны, но они подразумеваются. Первый раздел (Мф. 7:7-11) касается силы настойчивой молитвы. Его можно рассматривать как продолжение раздела об озабоченности: если ученики не должны переживать за завтрашний день, тогда что они должны делать? Молиться. Стихи 7-11 вставлены между двумя отрывками об отношениях между людьми (7:1-6 и 7:12). Таким образом, эти стихи дают нам знать, что для мирной жизни с людьми чрезвычайно важна молитва. Чтобы кратко выразить идею (и подразумевающееся противопоставление) этого текста, я в подзаголовке к этой части моей проповеди употребил слово “смятение”: чтобы не испытывать смятение, растерянность перед будущим, во взаимоотношениях или в какой-либо иной духовной проблеме, верьте и молитесь.

Ключевые слова в стихах 7 и 8 — “просите”, “ищите” и “стучите”. Их последовательность говорит о возрастающей напряженности наших молитв. Кроме того, в тексте оригинала употреблено настоящее время, что предполагает продолженное действие: продолжайте просить, продолжайте искать, продолжайте стучать. Иисус подчеркивает, что необходимо быть настойчивым в молитве.

Почему нужно быть настойчивыми в молитве? Потому что у нас есть Бог, который любит нас и который ответит на наши молитвы. Христос усиливает эту мысль, используя иллюстрацию земных отцов, заботящихся о своих детях (ст. 9, 10). Так и наш небесный Отец позаботится о нас (ст. 11).

Иаков писал: “Желаете — и не имеете; ...потому что не просите” (Иак. 4:2). Что бы ни случилось с нами в жизни, Иисус хочет, чтобы мы просили “у Бога, дающего всем просто и без упреков” (Иак. 1:5).

Я ИЛИ ДРУГИЕ (Мф. 7:12; Лк. 6:31)

Следующий раздел состоит из единственного стиха. И, хотя эту мысль можно было бы присоединить к следующей части проповеди, важно рассмотреть ее отдельно. В стихе изложен принцип, известный как “золотое правило”: “Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7:12).

Как отмечалось ранее, противопоставление здесь подразумевается, а не высказывается прямо, однако увидеть его нетрудно. В наших отношениях с другими мы зачастую больше думаем о своих интересах. “В наших взаимоотношениях мне нужно то-то и то-то”, — говорим мы. Золотое правило ведет нас от эгоизма к бескорыстию. Оно заставляет нас прежде всего учитывать, что нужно другому человеку. Все это подразумевается в словах Господа: “Поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами” (Лк. 6:31; Современный Перевод).

Иисус сказал, что “в этом закон и пророки” (Мф. 7:12). Если сжать “закон и пророки” до предельных размеров, вот что осталось бы: “Как хотите, чтобы люди относились к вам, так относитесь и вы к ним”.

ПОГИБЕЛЬ ИЛИ ЖИЗНЬ (Мф. 7:13, 14)

Свою проповедь Иисус начинает завершать в Мф. 7:13. В заключительных стихах проповеди содержится предупреждение о лжеучителях (Мф. 7:15-20), но основное внимание в них направлено на учеников Христа, живущих по тем принципам, которым Он их научил. Иисус говорил не для того, чтобы люди выбили Его проповедь на камне и восхищались ею. Он хотел, чтобы она светилась в жизни Его последователей.

Контраст стихов 13 и 14 очевиден. Есть два пути — только два, — по которым может пойти каждый из нас: узкий, ведущий к жизни, и широкий, ведущий к погибели. Узкий путь труден, и лишь “немногие” готовы на жертвы, которых он непременно потребует. Широкий путь легок, общедоступен, и “многие” становятся на него. (Большинство не хочет признавать эту неприятную истину, но если слова Иисуса что-либо значат, они учат нас, что больше людей погибнет, чем спасется).

Как встать на узкий путь? Иисус ответил на этот вопрос в последующих стихах: исполняя Его повеления (Мф. 7:21-27). Не менее важен вопрос, как удержаться на этом узком пути. Новый Завет не учит, что, если уж мы попадем на узкий путь, сойти с него нам уже будет невозможно (см. 1 Кор. 10:12; Иак. 5:19, 20). С грустью приходится констатировать: не один из шедших узким путем уставал от его ограничений и оставлял его ради широкой, легкой дороги. Как не сойти с узкой дороги? Продолжая исполнять Христовы заповеди. (Перечитайте Мф. 7:24-27).

А какая разница, какой дорогой мы идем? Одна ведет к жизни — вечной жизни с Богом (Рим. 2:7). Другая ведет к погибели — вечной погибели, вдали от присутствия Господа (2 Фес. 1:9). Проще говоря, одна дорога ведет вверх, на небеса, а другая — вниз, в ад.

ПЛОХОЙ ПЛОД ИЛИ ХОРОШИЙ (Мф. 7:15-20; Лк. 6:43-45)

То, какой дорогой мы идем, крайне важно. На кону стоит вечность — вот как это важно. Дьявол не хочет, чтобы человечество понимало это. Он заставляет людей думать, что неважно, на какой они дороге (то есть как они живут), или же что их широкий путь — это на самом деле путь узкий. Делает он это через лжеучителей. Следующий раздел Нагорной проповеди — предупреждение о лжепророках.

Пророком называли того, кто говорил от Бога, а лжепророком — того, кто только заявлял, что говорит от Бога, хотя на самом деле это было не так. Иисус назвал лжепророков “волками в овечьей шкуре” (см. Мф. 7:15). Они пытались казаться теми, кем в действительности не были. Пересыпая свою безбожную неправду крупицами истины, они прикрывали свое зло плащом добрых дел (см. Мф. 7:22, 23).

Христос, по-видимому, предостерегал Своих слушателей против существовавшего в те дни учения книжников и фарисеев, но лжеучителя терзают церковь с момента ее основания по сей день (Мф. 24:11, 24; Деян. 20:29, 30; 2 Пет. 2:1). Нам велено различать лжепророков. Как их узнать? По плоду, которые они производят: плоду их жизни и плоду их учения (Мф. 7:16-20; см. Ром. 16:17). Их жизнь и учение нужно сравнивать с Божьим Словом (1 Ин. 4:1; Деян. 17:11).

Лука добавляет: то, чему учит человек, говорит кое-что о том, что в его сердце, “ибо от избытка сердца говорят уста его” (Лк. 6:45). Предупреждение Иисуса так же своевременно сегодня, как тогда, когда Он впервые произнес: “Берегитесь лжепророков” (Мф. 7:15).

СЛОВА ИЛИ ДЕЛА (Мф. 7:21-23)

Все ли лжепророки знают, что они лжепророки? Всякий ли идущий широкой дорогой знает, что он на пути к погибели? Очевидно, нет. Из слов Иисуса в Мф. 7:21-23 ясно, что возможно и обманываться:

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”».

Всякий раз, когда я читаю эти слова, мне становится грустно.

“Тот день” — это Судный день (Деян. 17:31). В данном примере действительно ли протестующие в Судный день сделали все, о чем они заявляют? Иисус не опровергает их слов — но даже если они и творили добрые дела, то все равно были служителями зла, потому что Христос обвиняет их в беззаконии. Их конкретно названные дела не так уж и важны. “Я никогда не знал вас” — самые важные (и самые печальные) слова стиха 23.

В Библии слово “знать” также означает “состоять в близких отношениях”,  включая отношения между Богом и человеком (1 Кор. 1:21; Гал. 4:9; Фил. 3:10). Павел писал: “Познал Господь Своих” (2 Тим. 2:19). Словами “Я никогда не знал вас” Иисус утверждает, что обвиняемые никогда не получали от Него спасения и не входили, таким образом, в тесные взаимоотношения с Ним. Они никогда не повиновались Ему и Его учению, отказавшись предать свою жизнь Ему как Учителю и Господу. Какими бы добрыми ни были их дела, они совершались не “во Христе” (2 Кор. 5:17; Еф. 2:13; 3:21; Рим. 16:3, 9), а вне Христа.

Как можно быть уверенными в том, что Иисус “знает” нас? Достаточно ли просто служить Ему устами? Достаточно ли только говорить: “Господи! Господи!”? Нет, Христос сказал, что мы должны исполнять волю Бога. Требуется ли совершенное послушание? Нет, ибо это невозможно (Рим. 3:23). Однако, если мы хотим быть уверенными в том, что Иисус знает нас, мы сделаем то, чего требует от нас Господь, чтобы стать христианами (Рим. 6:3-7, 11, 17, 18, 23; Гал. 3:26, 27), а затем будем слушаться Его, насколько только в наших силах. Макгарви так выразил эту мысль: “...повиновение в пределах наших возможностей, когда плоть так слаба, а потом ежедневное соответствие условиям прощения нашего ежедневного греха, всегда гарантирует Божью любовь”.

СЛУШАНИЕ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЕ (Мф. 7:24-27; Лк. 6:46-49)

Мы увидели, что заключительные слова Нагорной проповеди подчеркивают необходимость повиновения Христу. В конце Иисус приводит известный пример: благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный — на песке. Первого, сказал Иисус, можно сравнить с человеком, который, услышав Его слова, поступает в соответствии с ними, а второго — с тем, кто только слушает, но ничего не делает.

Лука добавляет, что первый человек “копал, углубился и положил основание на камне” (Лк. 6:48), а второй построил “дом на земле без основания” (Лк. 6:49). Как плотник (см. Мк. 6:3), Христос понимал важность твердого основания, но даже далекие от строительства люди понимают, что дому нужен фундамент. Каждая жизнь нуждается в твердом основании.

Одна из трагедий нашего времени заключается в том, что многие строят свою жизнь на зыбучих песках земного мнения. Наша жизнь нуждается в том, чтобы в ее основании были Иисус и Его Слово (см. 1 Кор. 3:11; Еф. 2:20). Стабильность в ней будет только в том случае, если (и только если) мы будем исполнять волю Христа.

В этом отрывке противопоставляются действие и бездействие. Слова Иисуса в Евангелии от Луки по-прежнему обличают несостоявшихся учеников: “Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?” (Лк. 6:46).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Мф. 7:28, 29)

“И когда Иисус окончил слова эти, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи” (Мф. 7:28, 29). Даже почти через две тысячи лет Нагорная проповедь продолжает нас удивлять. Читайте ее, изучайте ее, но что важней всего — прилагайте все усилия к тому, чтобы жить в соответствии с ее учением.

В начале урока я указал, что проповедь Христа говорит о двух путях, которые мы можем избрать (Мф. 7:13, 14). В мире принято делить людей на множество разных категорий: богатые и бедные, красивые и некрасивые, умелые и неумелые, удачливые и неудачливые. В конце же будет важно только одно: идем ли мы узким путем, ведущим к вечной жизни, или широкой дорогой, ведущей к вечной погибели (Мф. 25:46; Ин. 3:16; Рим. 2:7, 8; 6:23). Вот насущный вопрос для каждого из нас: каким путем иду я? Каким путем идете вы? Повторяю: Слово ставит нас перед выбором — выбором, который приведет нас либо к жизни, либо к погибели. Да поможет Бог каждому из нас сделать правильный выбор.

Иисус Христос | С Богом по жизни | Дзен