Everything happens for a reason.
Ежедневные «42 минуты под землёй сюда-туда, туда-сюда» предоставляют возможность не просто созерцать изо дня в день одни и те же случайные лица-эмоции, но и заглянуть внутрь себя. С помощью любимых произведений. Музыкальных и литературных. Последние несколько дней – Ремарк. «Жизнь взаймы или небо не знает фаворитов».
«…Лилиан заметила, как изменились лица людей. Они вдруг почувствовали облегчение: кому-то удалось спастись, кто-то проявил мужество, не дал себя сломить, едет дальше. … В течение нескольких минут вертлявый «жиголо» казался себе героем, а изнеженный дамский угодник ощущал себя храбрецом, презирающим смерть. … Лилиан почувствовала, как пелена гнева застилает ей глаза. Она ненавидела всех этих людей, каждого из них в отдельности; она ненавидела мужчин, распрямлявших плечи, ненавидела женщин, которые, бросая взгляды исподтишка, давали выход своему возбуждению…».
М-да… Описанное практически совпало с тем, что происходит сейчас вокруг. В реальность возвращает журнал, выпрыгивающий из рук склонившейся надо мной женщины. Он раскачивается прямо перед моим лицом в такт движению и пытается остаться в памяти ярким жёлтым шрифтом: «Если между твоим бывшим и твоим нынешним нет конфликта – это заслуга мужчин. Я сама могла бы быть сколь угодно адекватной, желать дружеского общения и отсутствия конфликтов, чтобы ребёнок не страдал. Но если бы на том конце провода был человек неадекватный, ничего бы не получилось».
Будучи немного знакомой с творчеством Катерины Шпицы, сегодня знакомлюсь с её «высоким слогом». Чувствую пустоту и резкий контраст: яркий глянец и серые страницы книги в тонком переплёте. Несмотря на шум в вагоне метро, в сознании глухо звучат термины «бывший» и «нынешний». Неужели молодая женщина, актриса, тонко чувствующая натура не может иначе выразить своё отношение к мужчинам, которые являются частью её жизни? Случайны ли выбранные эпитеты и колкие фразы? Если так о своих близких выражается творческий человек и яркая личность, то что ждать от среднестатистических однотипных лиц-эмоций? Пытаюсь переключиться на Ремарка, но мысль застревает в области осуждения современных нравов. Читая о светлых и искренних чувствах в тоненькой книжке, чувствую себя стареющей брюзгой, словно действительно взяла «Жизнь взаймы»: «Сколько вам на самом деле? Двадцать четыре плюс восемьдесят».
На фразе «Если человек долго никого не ждал, ожидание делает его на десять лет моложе. А то и на все двадцать.» книга чуть не падает из рук. Вошедший на Проспекте Мира молодой человек втиснулся всем объёмом пуховика на сиденье справа и погрузился в телефон. Случайный попутчик. Читает. Какой молодец! Что интересует сегодня молодежь? Среднестатистическую. Он не прячет экран, наоборот, словно ищет внимания со стороны скучающих в своих гаджетах попутчиков. Уверенными и где-то даже отточенными движениями набирает несколько слов. Далее – рассылка. Мелькают фото девушек. Симпатичных. Как практически все в молодости.
«Какие странные пути выбирает иногда чувство, которое мы зовём любовью» – читаю я и вдруг понимаю, что сидящий справа молодой человек находится на сайте знакомств. Он даже не разглядывает яркие фотографии молодых красавиц, а просто рассылает всем один и тот же текст.
Текст, который читаю я, прекрасен своей уникальностью, но, к сожалению, скорее всего не входит в перечень литературных потребностей молодого человека. «Другие женщины по сравнению с тобой – теперь для меня то же самое, что плохо раскрашенные открытки по сравнению с танцовщицами Дега. Неужели ты имеешь ввиду уродливых жирных балетных крыс, которых он всегда рисовал? Нет. Я говорю о рисунке в доме Левалли – о танцовщице в пленительном движении. Её лицо намечено несколькими штрихами, и каждый может увидеть в нём свою мечту».
Не будем ханжами. Понятно, что сайты знакомств – это достаточно современно, просто, экономит время и наверняка имеет массу преимуществ. Понятно, что сегодня людям всё тяжелее просто встретиться и познакомиться. Современная жизнь так сложна… Нужно, по возможности, всё заранее предусмотреть, не тратить драгоценные ресурсы, не размениваться по пустякам. Случайностей не должно быть. На это нет времени. Присмотрел – оценил – выбрал. Пошёл дальше. Побежал. Поехал.
«Случайно. Это самое лучшее побуждение из всех, какие я знаю». Эрих Мария Ремарк. «Жизнь взаймы или небо не знает фаворитов».