Салют, други мои и удачи! Сегодня посмотрим на единственную сохранившуюся в России летающую лодку Бе-6, установленную еще в советские времена на острове Грязный в Кольском заливе Мурманской области. Напоминаю, что в каждой галерее несколько изображений, смело листайте вправо!
Физически попасть на эту локацию можно двумя способами: на лодке и по по отливу, как это сделал автор. Второй вариант чуть более экстремальный, учитывая необходимость соизмерять свой поход с картой приливов и отливов студеных вод Кольского залива. Водный перешеек небольшой, всего пару сотен метров, но открывается он буквально на пару часов. Так что на видеосъемку с попаданием в сам самолет было совсем немного времени, но мы успели:
Еще один ньюанс для желающих повторить маршрут автора - остров расположен на территории ЗАТО Североморск и для нахождения на нем нужен соответствующий пропуск. Островок совсем небольшой и сейчас является вотчиной чаек, к счастью абсолютно неагрессивных. Тем сильнее первое впечатление, когда из чахлого заполярного кустарника появляются обводы красивой и мощной машины.
Тяжелый гидросамолет Бе-6 (более правильно его назвать его летающей лодкой, ибо садиться она могла только на водную поверхность) начал разрабатываться еще во времена Великой Отечественной войны как замена американской лендлизовской Каталине. Отдельные экземпляры последней продолжают эксплуатироваться до сих пор, а из 123 построенных начиная с 1951 г. по 1957 г. в Таганроге Бе-6 в России сохранился всего один.
Всего же в мире сохранилось четыре Бе-6, наш, в самом плачевном состоянии, на острове Грязный в Кольском заливе, хорошо отреставрированный в государственном музее авиации в Киеве, а также в Китае - в морском музее Циндао и музее авиации в Пекине. Тем печальнее состояние нашего забытого героя - обшивка частично отвалилась, в корпусе зияют крупные дыры, внутренне пространство завалено пометом и косточками птенцов чаек.
На постаменте шестого Бериева сохранились надписи - "1936" и "50 лет ВЛКСМ". Объясняются они просто. 1936 - год создания ВВС Северного флота, куда первый опытный экземпляр поступил в 1951 году, как раз в бухту Грязную. Установлен же памятник был в в октябре 1968 года, в канун 50-летнего создания Ленинского комсомола. Один из знакомых автора служил в 90-х в Малом Сафоново и вспоминал, что до момента расформирования полка гидропланов, срочников каждый год посылали подшаманить этот памятник. Потом наступила эпоха дикого капитализма и стальные герои стали нужны только черным металлистам. Нашему Бе-6 повезло оказаться на труднодоступном острове, вспоминая былые заполярные подвиги.
Летающая лодка Бе-6 для своего времени получилась весьма удачной и универсальной, активно эксплуатируясь как самолет противолодочной обороны, поисково-спасательный, разведывательный, десантный (до 40 бойцов!) и спасательный, мог работать в суровых полярных условиях, нести бомбы и торпеды. Экипаж составлял 8 человек. Чуть подробней про самолет автор рассказывает в снятом видео, да и переписывать здесь статью из Википедии смысла нет. Наш герой скорее всего служил в 403-м отдельном противолодочном авиационном полку Северного флота в п. Сафоново.
Многие путают Бе-6 с более поздней моделью, Бе-12 "Чайка". Последний довольно часто можно встретить в качестве памятников и даже действующих машин на Черном море. В Кольском заливе Бе-12 экспонируется в качестве памятника совсем рядом, в Музее Военно-Воздушных сил Северного флота в поселке Сафоново. Есть планы сделать рокировку памятников-самолетов, установив на острове Грязный более позднюю и распространенную модель, а ветерана Бе-6 отправить на реставрацию. Автор искренне надеется что годы забвения пройдут и забытый герой вскоре предстанет перед широкой публикой во всей своей красе.
Друзья, если статья и видеоматериал показались Вам интересными или наоборот, в чем то разочаровали, то жду от Вас комментарии, конечно же ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал Youtube автора - это будет лучшей мотивацией в поиске новых неповторимых мест. Благодарю за просмотр и до новых встреч, впереди нас ждет еще много необыкновенного и увлекательного!