Сегодня он незаслуженно забыт, но в первой половине ХХ столетия Новосибирску было без него не обойтись. Вспоминаем историю высокого и красивого автомобильного моста, который разжаловали в пешеходные. А потом подзабыли. А потом подзабросили. А теперь вспомнили, ведь нужно решать, что с ним делать.
На этом совершенно фантастическом снимке 1931 года Новосибирск выглядит настолько непривычно, а Сибревкомовский мост настолько монументально, что даже не верится в подлинность этого пейзажа. Однако, так всё и было: долина Каменки, ещё не загнанной в коллектор реки, избы на крутых склонах и ультра-современный на фоне деревянных домов автомобильный мост.
Да, он был задуман именно, как автомобильный. По нему собирались пустить и трамвай, но до этого так и не дошло. А вот автобусы над Каменкой курсировали, причём довольно долго. Сибревкомовский мост вообще стал прорывом для тогдашнего Новосибирска.
Первые Новосибирцы, а вернее, Новониколаевцы, быстро облюбовали живописные берега Каменки, но вскоре поняли, что река доставляет им массу хлопот. Кроме паводков, периодически уносивших в Обь целые дома, существовала и абсолютно бытовая проблема переправы. Летом через каменку перекидывали деревянные мостки из двух-трёх досок, зимой шагали прямо по льду, но в межсезонье берега были отрезаны друг от друга.
В прошлых публикациях мы писали о том, как и зачем реку Каменку загнали в подземный коллектор и предположили, как выглядел бы город, останься она полноправной рекой в самом центре города.
Его возвели достаточно быстро, даже с учётом того, что слегка затянули сроки: запроектировали в 1925 сдали уже в 1926, но не в августе, как планировали, а в ноябре. Впрочем, горожане без ропота наверняка подождали бы и ещё, уж больно была нужна эта переправа.
Проектов было несколько, но победило в итоге оригинальное архитектурное решение: мост поставили на чуть скошенных бетонных опорах.
В центре (по правому берегу каменки) тогда селилось купечество и зажиточные крестьяне, а вот "левобережные" слыли бандитами из "нахаловки". Вторым мост оказался особенно на руку — мало того, что теперь не нужно было заморачиваться в переправой, так ещё и стало можно подкарауливать случайного ночного прохожего. Лететь вниз с высоты двадцати трёх метров никто не хотел и легко расставался с содержимым карманов.
Милиция, разумеется, знала этот "сложный участок", по мере возможности отслеживала, но не дежурить же на мосту круглосуточно. Случаи гоп-стопа здесь происходили регулярно, причём вплоть до шестидесятых годов. Но вскоре из самого нужного (не только гопникам каменской "нахаловки"), самого высокого и ценного для городской логистики, мост начал превращаться в нечто неважное и незначительное.
В семидесятые городские власти решили изменить облик города кардинально, закопав Каменку под землю. На реализацию идеи ушли десятилетия, но суть суть в том, что ни Новосибирск, ни мост, который мог бы быть достопримечательностью и этакой исторической жемчужиной, прежними уже не остались.
Сибревкомовский мост стал ниже почти вдвое, если судить по фотографиям его "золотой" эпохи. Тогда же, в семидесятые его "разжаловали" вслед за рекой. Так и не дождавшись трамвая, он стал пешеходным, отдав весь автобусный и троллейбусный трафик новой октябрьской эстакаде.
Новая дорога, в разы шире и прочнее, конечно, затмила "старика". Его интересные с точки зрения архитектуры, чуть скошенные "ножки" ушли под землю перекопанной долины и сегодня мост остаётся практически незаметным. Он продолжает быть пешеходным только для тех, кто ещё помнит о его существовании, а на картах 2gis он лишь едва заметно прорисован — ни фотографий, ни информации. А есть ли мост вообще?
Сегодня положение Сибревкомовского моста печальное и шаткое. Буквально в октябре 2020 года мэрия сообщила, что пешеходный мост над Ипподромской (названия у него уже тоже не осталось) нужно либо чинить, что очень дорого, либо демонтировать, что гораздо проще и дешевле.
"Учитывая значительный срок эксплуатации (более 90 лет) и высокую стоимость восстановительных работ, решается вопрос о целесообразности ремонта либо о выводе моста из эксплуатации с последующим строительством нового моста в указанном створе," — сообщал этой осенью пресс-центр новосибирской мэрии
Решение пока не принято, но мост действительно находится в плохом состоянии. Никакого охранного статуса у него нет, а это значит город запросто может потерять мост, в котором раньше так нуждался и которым так гордился.
Читайте также: 12 школ Крячкова: наследие, которое не уберегли и Димитровский мост. Что с ним не так?