Найти в Дзене
Метафора ТВ

Сибревкомовский мост: снести нельзя оставить

Сегодня он незаслуженно забыт, но в первой половине ХХ столетия Новосибирску было без него не обойтись. Вспоминаем историю высокого и красивого автомобильного моста, который разжаловали в пешеходные. А потом подзабыли. А потом подзабросили. А теперь вспомнили, ведь нужно решать, что с ним делать.

Можете угадать, откуда примерно сделан этот снимок и что за здание на горизонте в левом верхнем углу? Фото музея Новосибирска
Можете угадать, откуда примерно сделан этот снимок и что за здание на горизонте в левом верхнем углу? Фото музея Новосибирска

На этом совершенно фантастическом снимке 1931 года Новосибирск выглядит настолько непривычно, а Сибревкомовский мост настолько монументально, что даже не верится в подлинность этого пейзажа. Однако, так всё и было: долина Каменки, ещё не загнанной в коллектор реки, избы на крутых склонах и ультра-современный на фоне деревянных домов автомобильный мост.

Да, он был задуман именно, как автомобильный. По нему собирались пустить и трамвай, но до этого так и не дошло. А вот автобусы над Каменкой курсировали, причём довольно долго. Сибревкомовский мост вообще стал прорывом для тогдашнего Новосибирска.

Каменка доставляла местным жителям немало хлопот, особенно в половодье. Фото музея Новосибирска
Каменка доставляла местным жителям немало хлопот, особенно в половодье. Фото музея Новосибирска

Первые Новосибирцы, а вернее, Новониколаевцы, быстро облюбовали живописные берега Каменки, но вскоре поняли, что река доставляет им массу хлопот. Кроме паводков, периодически уносивших в Обь целые дома, существовала и абсолютно бытовая проблема переправы. Летом через каменку перекидывали деревянные мостки из двух-трёх досок, зимой шагали прямо по льду, но в межсезонье берега были отрезаны друг от друга.

В прошлых публикациях мы писали о том, как и зачем реку Каменку загнали в подземный коллектор и предположили, как выглядел бы город, останься она полноправной рекой в самом центре города.

Густозаселённые берега Каменки. Фото nsk-kraeved.ru
Густозаселённые берега Каменки. Фото nsk-kraeved.ru

Его возвели достаточно быстро, даже с учётом того, что слегка затянули сроки: запроектировали в 1925 сдали уже в 1926, но не в августе, как планировали, а в ноябре. Впрочем, горожане без ропота наверняка подождали бы и ещё, уж больно была нужна эта переправа.

Проектов было несколько, но победило в итоге оригинальное архитектурное решение: мост поставили на чуть скошенных бетонных опорах.

Строительство моста шло не без проблем, но достаточно быстро. Фото из Википедии
Строительство моста шло не без проблем, но достаточно быстро. Фото из Википедии

В центре (по правому берегу каменки) тогда селилось купечество и зажиточные крестьяне, а вот "левобережные" слыли бандитами из "нахаловки". Вторым мост оказался особенно на руку — мало того, что теперь не нужно было заморачиваться в переправой, так ещё и стало можно подкарауливать случайного ночного прохожего. Лететь вниз с высоты двадцати трёх метров никто не хотел и легко расставался с содержимым карманов.

Ходили и легенды о нечести обитавшей на мосту, так что ночью прохожие там оказывались всё-таки не так часто. Фото nsk-kraeved.ru
Ходили и легенды о нечести обитавшей на мосту, так что ночью прохожие там оказывались всё-таки не так часто. Фото nsk-kraeved.ru

Милиция, разумеется, знала этот "сложный участок", по мере возможности отслеживала, но не дежурить же на мосту круглосуточно. Случаи гоп-стопа здесь происходили регулярно, причём вплоть до шестидесятых годов. Но вскоре из самого нужного (не только гопникам каменской "нахаловки"), самого высокого и ценного для городской логистики, мост начал превращаться в нечто неважное и незначительное.

В семидесятые городские власти решили изменить облик города кардинально, закопав Каменку под землю. На реализацию идеи ушли десятилетия, но суть суть в том, что ни Новосибирск, ни мост, который мог бы быть достопримечательностью и этакой исторической жемчужиной, прежними уже не остались.

Если сранивать эту старую фотографию с современными, выходит, что мост стал ниже почти вдвое. Фото nsk-kraeved.ru
Если сранивать эту старую фотографию с современными, выходит, что мост стал ниже почти вдвое. Фото nsk-kraeved.ru

Сибревкомовский мост стал ниже почти вдвое, если судить по фотографиям его "золотой" эпохи. Тогда же, в семидесятые его "разжаловали" вслед за рекой. Так и не дождавшись трамвая, он стал пешеходным, отдав весь автобусный и троллейбусный трафик новой октябрьской эстакаде.

Новая дорога, в разы шире и прочнее, конечно, затмила "старика". Его интересные с точки зрения архитектуры, чуть скошенные "ножки" ушли под землю перекопанной долины и сегодня мост остаётся практически незаметным. Он продолжает быть пешеходным только для тех, кто ещё помнит о его существовании, а на картах 2gis он лишь едва заметно прорисован — ни фотографий, ни информации. А есть ли мост вообще?

На картах 2gis мост лишь едва заметно прорисован, но никак не обозначен
На картах 2gis мост лишь едва заметно прорисован, но никак не обозначен

Сегодня положение Сибревкомовского моста печальное и шаткое. Буквально в октябре 2020 года мэрия сообщила, что пешеходный мост над Ипподромской (названия у него уже тоже не осталось) нужно либо чинить, что очень дорого, либо демонтировать, что гораздо проще и дешевле.

"Учитывая значительный срок эксплуатации (более 90 лет) и высокую стоимость восстановительных работ, решается вопрос о целесообразности ремонта либо о выводе моста из эксплуатации с последующим строительством нового моста в указанном створе," — сообщал этой осенью пресс-центр новосибирской мэрии

Решение пока не принято, но мост действительно находится в плохом состоянии. Никакого охранного статуса у него нет, а это значит город запросто может потерять мост, в котором раньше так нуждался и которым так гордился.

Читайте также: 12 школ Крячкова: наследие, которое не уберегли и Димитровский мост. Что с ним не так?