Найти тему
Д.К.Данс

Каково быть монархом? Обзор сериала "Корона" от Netflix

История – штука интересная. А современная история еще интересней. Ведь она затрагивает события, которые имеют отношения к нам нынешним. Поэтому я и заинтересовался сериалом «Корона» (The Crown) от Netflix, повествующим о правлении ныне царствующей Королевы Великобритании Елизаветы II из династии Виндзор. Взошедшая на престол в 1952 году, она стала рекордсменкой среди всех британских монархов по продолжительности пребывания на престоле.

В чем главная «фишка» сериала, в общем-то становится понятно сразу. Правление Елизаветы II выпало на наиболее динамично меняющийся период человеческой истории – наш с вами. И было чертовски интересно взглянуть на самые значимые события этого периода с точки зрения современной монархии.

И да, сериал прекрасно справляется с этой задачей, на протяжении трех сезонов знакомя зрителей с самыми значимыми событиями тех лет, таких как второе пришествие к власти Уинстона Черчилля, испытания водородной бомбы Советским Союзом, Суэцкий кризис, убийство Джона Кеннеди, разоблачение советского шпиона Энтони Бланта, трагедия в шахтерском городке Аберфан, высадка на Луне американских астронавтов и множество других событий калибром поскромнее. Для полноты погружения в описываемую эпоху сериал не забывает демонстрировать даже кадры из хроники тех лет.

Вообще, со средствами выразительности у «Короны» нет никаких проблем, что неудивительно, если учесть тот факт, что с бюджетом каждой серии в 5 миллионов долларов она является одним из самых дорогих сериалов в истории. Неожиданно, правда? И эти деньги были потрачены здесь на дело. Костюмы, игра актеров, реквизит, декорации – все на высочайшем уровне. Скрупулезность в воссоздании того или иного исторического момента очень легко заметить в реконструкции газетных полос, а также радио- и телепередач, которые создают для зрителя ощущение достоверности на уровне документального фильма.

Помпезная роскошь церемоний прилагается. В одном этом кадре денег больше, чем в иных сериалах выделяют на целую серию (а то и не одну).
Помпезная роскошь церемоний прилагается. В одном этом кадре денег больше, чем в иных сериалах выделяют на целую серию (а то и не одну).

Однако сериал вовсе не про историчность. В первую очередь это все-таки художественное произведение с определенными законами драматургии, так что использовать «Корону» в качестве учебника по истории не рекомендуется. Главная особенность сериала несколько иная – это проходящий нитью через все сезоны один и тот же вопрос: «Каково место монархии в современном мире?». И вот этой рефлексией «Корона» пропитана чуть больше, чем полностью.

В результате двух Мировых войн складывавшийся столетиями мировой порядок перетряхнулся так, что похоронил под обломками старого мироустройства практически все абсолютистские идеи, которые до этого казались неотъемлемыми. Европейские монархии пали одна за другой и лишь некоторые смогли сохранить себя. Среди них и Британская монархия, чье Королевство хоть и было среди победителей в обеих Мировых бойнях, на деле оказалось серьезно ослабленным. Империя, над которой не заходило солнце, осталась таковой только по названию. В мире стремительно побеждающего капитализма ни у кого не может быть открытой монополии на власть, поэтому каждая европейская монархия была вынуждена принять конституционную форму. А Великобритания это сделала еще в конце XVII в., сыграв, так сказать, на опережение.

Уже больше трехсот лет монарх в Соединенных Королевствах исполняет, по большей части, лишь церемониальную функцию. Глядя на то, как в сериале показано влияние королевы на политическую жизнь, невольно спрашиваешь себя – а зачем она вообще нужна? Королева и вся ее семья – это люди-функции, никто из которых не может иметь полноценной личной жизни. Весь смысл их существования в том, чтобы демонстрировать безупречность, соответствуя своему высокому статусу, полученному по праву рождения. И нет ничего удивительного в том, что через жесткий каркас напускного достоинства и недосягаемости то и дело пытаются пробиться ростки индивидуальности, провоцируя конфликты и скандалы государственного масштаба.

Жизнь в золотой клетке не так уж и сильно отличается от жизни в клетке обычной
Жизнь в золотой клетке не так уж и сильно отличается от жизни в клетке обычной

К сожалению, не смотря на все свое очарование глубокомысленности, подобная рефлексия сказывается на темпе повествования, который сложно назвать динамичным. Часть аудитории обязательно посчитает данный сериал «душноватым», и действительно, в какой-то момент я и сам забросил просмотр где-то на полгода. Решил его досмотреть, когда осознал, что «созрел». И не пожалел. Я как раз подоспел к выходу нового, четвертого сезона, который превзошел все мои ожидания.

Четвертый сезон серьезно прибавил в динамике. Не исключено, что эти впечатления обманчивы и объясняются прежде всего тем, что сюжет переместился в уже знакомые декорации эпохи 80-х. Для меня это была возможность получше познакомиться с характером Маргарет Тэтчер, чью роль шикарно исполнила Джиллиан Андерсон. Узнать об истории знакомства Принца Чарльза с Дианой Спенсер, той самой Принцессой Дианой, о которой в 90-х во всех СМИ трубили так, что даже я, едва добравшийся до школьного возраста пацан из российской глубинки, знал о ней. И именно линия Дианы как раз придает «Короне» ту самую динамику, которой так не хватало прежде. А также делает нечто совсем неожиданное, а именно – выставляет королевскую семью в довольно нелицеприятном свете.

Со сменой эпох в сериале меняются и актеры
Со сменой эпох в сериале меняются и актеры

Посмотрев четвертый сезон, зритель приходит к выводу, что быть идеальным семейством на публике и оставаться таковым внутри – далеко не одно и то же. По-настоящему войти в королевскую семью чужаку оказывается чрезвычайно сложно даже если получилось с блеском пройти первую проверку на соответствие. Здесь все оказывается далеко не таким, как на картинке. Принц, сказочно выглядящий по телевизору, аристократически сдержанный и полный достоинства при первой встрече, на поверку оказывается холодным малодушным манипулятором. Яркий дворцовый блеск может застлать полный восхищения взгляд, но уже потом, привыкнув к сиянию роскоши и поостыв от впечатлений при жизни в зияющей пустоте дворца, происходит столкновение с реальностью, где нет места душевной теплоте, зато в избытке неприкрытый снобизм и отчужденность. В финале сезона Герцог Эдинбургский – муж Королевы – произносит прекрасный монолог, объясняющий всю суть того, почему происходит именно так, а не иначе. И в результате остается понять лишь одно – сказки не будет. Придется принять тот факт, что яркая индивидуальность погасла и вместо нее осталась лишь функция сомнительной государственной важности. Находясь в окружении многочисленных родственников-чужаков на праздничном торжестве и глотая при этом слезы, останется только смотреть вслед собственной исчезающей человечности.

-5
«Своим успехом она оказала нам обоим медвежью услугу, Ваше Высочество», – сказал Чарльзу Боб Хоук, Премьер-Министр Австралии на встрече с Принцем и Принцессой Уэльсскими во время их австралийского турне. Ничего не ответив, Чарльз мрачно взглянул на свою жену, понимая, что колоссальный успех турне – это вовсе не его заслуга.

Как и следовало ожидать, королевская семья не осталась довольна их изображением в сериале. Красноречивее всех об этом говорит просьба Министра Культуры Великобритании к Netflix, чтобы те добавили в «Корону» отметку о «вымышленных событиях». Ну а реакция на сериал в сети была весьма предсказуемой – не самое высокое общественное мнение о принце Чарльзе явно потеряло еще несколько пунктов. Ну а фанатов Дианы, конечно же, прибавилось. Думается мне, именно из расчета на всенародную любовь к этой удивительно красивой и обворожительной женщине четвертый сезон «Короны» получил такой нарратив, выставив Диану в качестве жертвы. Которой она, скорее всего, и была.

Вынося свой вердикт, я скажу, что это отличный сериал, один из лучших на Netflix на сегодняшний день. Если нравится вдумчивый просмотр и нет отвращения ко всему английскому, то смотреть обязательно.

-6