Найти тему
История войн и оружия

Как финны насбивали 456 советских самолетов при потере 19 своих машин

На вооружение американской палубной авиации в 1939 г. поступил истребитель Брюстер (Brewster) F2A-1 с мотором Wright R-1820-22 мощностью 950 л.с., вооружался двумя 12,7-мм пулеметами. Он развивал максимальную скорость до 489 км/ч на 4877 м и имел скороподъемность до 838 м/мин.

Самолет хорошо маневрировал.

Для американских ВМС заказали 54 или 55 Брюстеров.

Летчики с восторгом отзывались о маневренности истребителя.

11 самолетов отправились во флотскую эскадрилью VF-3 "Кот Феликс".

Финский Брюстер
Финский Брюстер

43 самолета были проданы Финляндии, они получили эскпортное обозначение В-239. Сняли оборудование необходимое для базирования на авианосцах: посадочный крюк, надувную спасательную лодку. Сняли телескопические прицелы, вместо Wright R-1820-22 поставили экспортные двигатели R-1820-G5 с аналогичной мощностью. Нижнее остекление кабины зашили алюминиевой панелью.

-3

У "финна" максимальная скорость составила 478 км/ч на высоте 4749 м, практический потолок - 9906 м. Самолеты собирались на заводе "СААБ" норвежскими механиками под присмотром американцев в Швеции, затем американские и финские пилоты перегоняли их через границу.

К марту 1940 г. в Финляндию поставили первые шесть машин. Всего к финнам попали 44 самолета.

Позже фирма Валмет хотела строить свои Брюстеры, но с деревянным крылом и трофейным советским двигателем М-63. Выпустили только один самолет получивший имя "Хуму", он сохранился до наших дней. Серийно не выпускался, так как показал плохие летные данные. К тому же немцы помогли союзникам отправив свои Ме-109.

Финны полученные истребители дорабатывали. Поначалу у самолета был один 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы синхронные и два крыльевых 12,7-мм, уцелевшие Брюстеры с 1943 г. получили по четыре 12,7-мм пулемета LKK/42, это были переработанные копии Браунингов с увеличенным темпом стрельбы до 1100 выстрелов в минуту.

Вместо телескопических прицелов самолеты получили финские рефлекторные прицелы Väisälä T.h.m.40. За бронеспинкой вместо спасательной лодки установили АРК с кольцевой антенной.

Шесть самолетов успели повоевать с СССР в "зимней войне". Брюстер был быстрее И-15, И-15бис, И-153 и первых серий И-16, горизонтальная маневренность была не хуже, что позволяло ему успешно воевать против советских самолетов. Бронирование истребителя спасало пилота и самолет от пуль 7,62-мм пулеметов ДА и ШКАС. Шесть истребителей настреляли 17 подтвержденных и больше 20 неподтвержденных побед и при этом не потеряли ни одного своего. Правда, работали финны по тактике "ударил - убежал".

Недостатком самолета был двигатель, который не хотел заводиться на 20-градусном морозе, шасси было слабым и ломалось при грубой посадке.

"Хуму"
"Хуму"

В 1941 г. финны на своих Брюстерах вступили в бой с советской авиацией, несмотря на то, что самолет уступал по летно-техническим характеристикам советским и ленд-лизовским истребителям, финны могли одерживать победы.

В-239 превосходил в скорости и скороподъемности И-16 и И-153, уступал ЛаГГ-3, Як-7Б, P-39D-2 и Р-40Е. По массе секундного залпа (2,15 кг/с) он был практически равен "Харрикейну" Мк. IIb (2, 19 кг/с), превосходил И-16 и И-153 (1, 15 кг/с), ЛаГГ-3 (1, 85 кг/с) и МиГ-3 (1. 37 кг/с). Однако по этому показателю он уступал пушечным вариантам И-16 и И-153 (3, 13 кг/с), Як-7Б (2. 75 кг/с), 1439D-2 (3, 63 кг/с) и Р-40Е (3, 25 кг/с).

Положение с техническим обслуживанием осложнялось тем, что американцы не стали поставлять союзнику Гитлера с 25 июня 1941 г. запчасти и двигатели.

И-15бис с его 366 км/ч  у земли ничего не мог противопоставить "Брюстеру"
И-15бис с его 366 км/ч у земли ничего не мог противопоставить "Брюстеру"

Брюстеры поступили в 24-й "авиаполк" LeLv 24 (дословный перевод "авиаэскадрилья"), там было 4 эскадрильи по 8 машин, остальные самолеты в резерве.

Финны тоже отметили прекрасную маневренность самолета. У истребителя появилось прозвище «Taivaan Helmi» (жемчужина неба).

25 июня 1941 г. полк начал воевать, за два боевых вылета 2-я эскадрилья заявила о 10 победах. В начале июля еще о 16. В августе 3-я эскадрилья заявила о 15 воздушных победах, их противниками были И-153.

14 сентября 4-я эскадрилья заявила 7 побед, а третья за месяц сбила 20 самолетов.

В 24-м полку оказалось 18 асов. Так лейтенант на "Брюстере" сбил 39 самолетов. Фельдфебель Ильмари Юутилайнен - 34. До конца 1941 г. пилоты полка заявили 135 побед, потеряв всего два самолета и двух пилотов.

В 1942 г. 13 февраля пилоты 1-й эскадрильи сбили 5 "Харрикейнов", а 30 марта - еще 8. Через неделю сбили еще 11 "Харрикейнов" и один ДБ-3. За тот период 3-я и 4-я эскадрилья сбили 21 самолет.

В августе пилоты полка заявили 39 побед, среди них

"Харрикейны" и И-16. В октябре сбили еще 16.

Советский "Харрикейн"
Советский "Харрикейн"

Предпринимались попытки создать свой "Брюстер" с фанерными крыльями и советским мотором М 63. Построили самолет, который назвали "Хуму". Он разгонялся до 460 км/ч на высоте 4 000 м. Прототип пролетал недолго 5 июня 1943 г. он разбился вместе пилотом. Второй экземпляр показал посредственные летные данные и от дальнейшей разработки финны отказались.

В феврале 1943 г. полк сократили до трех эскадрилий по 8 машин.

21 апреля 1943 г. финны заявили 19 побед. А сами в апреле-мае 1943 г. потеряли четыре самолета и четверо пилотов при заявленной 81 победе. Осенью пилоты заявили о еще 21 победе.

Весной 1944 г. финны смогли заявить только 4 победы. Господство в воздухе перешло к советской авиации.

В период между 25 июня 1941 года и 21 мая 1944 года пилоты LeLv 24 заявили 456 побед, потеряв 21 машину, в том числе 15 в боях, 2 в авариях и 2 на земле в результате налетов советской авиации.

24-й полк в мае 1944 г. перевооружили на «Мессершмитт» Bf 109G-2. Оставшиеся "Брюстеры" передали в 26-й полк, он до мая 1944 г. летал на "Фиатах" G.50. Самолетов осталось только 16 на две эскадрильи.

9 июня 1944 г. пилоты полка заявили сбитыми один Пе-2 и один ДБ-3Ф при этом потеряли одну машину. В тот день советские войска начали наступление на Карельском перешейке. 17 июня 12 "Брюстеров" атаковали 10 "Аэрокобр", которые прикрывали 35 бомбардировщиков Пе-2, удалось сбить один истребитель и один бомбардировщик. Через два дня финны заявили еще три победы. 2 июля советские пикировщики и штурмовики сожгли 3 "Брюстера" на аэродроме полка.

Тем не менее полк продолжал совершать боевые вылеты до 4 сентября 1944 г. Пилоты полка заявили еще 5 побед. Всего было потеряно 4 "Брюстера" в воздухе и 3 уничтоженных на земле.

Сбитый советским "Харрикейном" и севший на воду карельского озера Брюстер BW-372
Сбитый советским "Харрикейном" и севший на воду карельского озера Брюстер BW-372

За такое громадное количество сбитых советских самолётов финский Брюстер попал в книгу Гиннесса. Конечно, имело завышение числа сбитых советских самолетов, возможно в 2-3 раза.

BW-372 в финском музее с другого ракурса
BW-372 в финском музее с другого ракурса

С 4 сентября 1944 г. финские истребители стали воевать против прежнего союзника, в январе 1945 г. в Лапландии финны сбили несколько пикировщиков Ю-87.

К 4 сентября 1944 г., когда финны переметнулись на сторону СССР самолеты были порядком потрепаны, на части машин поменяли двигатель на трофейный советский М-25, М-62 или М-63.

Последней жертвой истребителя стал разведчик Ю-88 недавних союзников, летевший над железной дорогой Мурманск - Ленинград в январе 1945 г.

Всего финны на "Брюстерах" заявили 477 или даже 496 побед, при этом потеряли 19 самолетов. Войну пережили 8 самолетов, которые еще использовались как учебные до конца 1948 г.

Истребитель внесен в книгу рекордов Гиннеса по двум позициям: за войну "Брюстеры" сбили 477 вражеских самолетов или 11 побед на каждый истребитель. Был еще один рекорд на истребителе с бортовым номером BW-393 был сбит 41 самолет противника.

Как видим обучение пилотов вполне окупилось, тем более оригинальный "Брюстер" оказался довольно удачной машиной в противостоянии с советскими ВВС.

Спасибо за прочтение.