Найти тему
Welcome Smolensk

Смоленское оккультное общество

Оглавление

Долгое время увлечение неизведанным заставляло людей объединятся в «клубы по интересам». На рубеже ХIХ–ХХ веков Россию буквально захлестнула волна эзотерики и липкие щупальца спиритизма проникли в каждый дом. Теперь по вечерам из окон доносились не звуки кадрили, а настойчивые голоса медиумов и изумленный вздохи напуганных дам. Не стала исключением и Смоленская губерния: первые оккультные общества России были зарегистрированы в Благовещенске, Тифлисе, Усть-Каменогорске и… Вязьме.

Спиритический сеанс. Сцена из фильма «Доктор Мабузе, игрок», 1922 г.
Спиритический сеанс. Сцена из фильма «Доктор Мабузе, игрок», 1922 г.

Спиритизм и оккультная типография

«Чем занимались члены тайного кружка, да и какие вопросы обсуждали, теперь уже сказать трудно», – объясняет преподаватель философии, иностранного языка (и исследователь алхимии!) Юрий Родиченков. Впрочем, практически все спиритические сеансы проходили по одному сценарию. Спиритуалистам был важен мистический антураж, поэтому собирались в салоне непременно ночью, заранее сняв со стен все иконы. Приглашенные во главе с медиумом садились за стол, брались за руки и взывали к духу. Во время спиритического сеанса сообщения от умерших или присутствие духов в комнате проявлялось в левитации объектов (подобные «аномалии» иронично называли столоверчением), звоне колоколов и выделении медиумом загадочной субстанции – эктоплазмы.

Хелен Дункан – последняя официально признанная и осужденная ведьма Британии (и ее очень «правдоподобные» призраки)
Хелен Дункан – последняя официально признанная и осужденная ведьма Британии (и ее очень «правдоподобные» призраки)

Однако медиумов, наживающихся на чужом горе, часто выводили на чистую воду. Газеты взрывались скандальными разоблачениями: выяснялось, к примеру, что эктоплазму делали из шифона, марли, жеваной бумаги, мыла и яичного белка. Но даже сотни опровержений не остановили повальное увлечение эзотерикой, оно лишь набирало обороты. С 1881 по 1918 год издавалось более 30 оккультных журналов. Пожалуй, именно этим и объясняется тот факт, что в Вязьме появилась целая типография, печатающая подобную литературу и наверняка поддерживающая местные спиритические салоны.

Логотип старейшего оккультного журнала «Ребус»
Логотип старейшего оккультного журнала «Ребус»

Оккультная типография принадлежала чете Писаревских – супругам Исааку и Ревеке, переехавшим в Вязьму в 1903 году. Необходимое оборудование занимало первый этаж особняка на Калужской улице, где проживала вся семья.

Типография просуществовала 18 лет, а после Октябрьской революции 1917 года была конфискована вместе с домом местными большевиками
Типография просуществовала 18 лет, а после Октябрьской революции 1917 года была конфискована вместе с домом местными большевиками

Разрешение на открытие типографии (по существовавшему царскому закону для евреев) было предоставлено Ревеке Иосифовне, как дочери купца первой гильдии – Иосифа Гуревича. Однако все основные дела вел муж, увлеченно занимавшейся любимым делом, которое приносило солидный доход. В типографии работало 15 человек: печатники, наборщики, переплетчики и другие специалисты.

Исаак Моисеевич и Ревека Иосифовна Писаревские
Исаак Моисеевич и Ревека Иосифовна Писаревские

До революции в Вязьме в оккультной типографии издавались сотни книг как русских авторов, так зарубежных. Среди них, к примеру, был двухтомник известного английского оккультиста Томаса Бургона «Свет Египта». Вязьма также стала центром распространения астрологических знаний в России в начале XX в. Писаревская, будучи страстной любительницей астрологии, пошла на большие затраты по отливке специального астрологического шрифта. Многие книги по астрологии, вышедшие в России в 1900–15 гг., напечатаны в её типографии. Среди них следует выделить работы смоленского астролога Запрягаева, который редактировал и переводил многие труды зарубежных мистиков.

Свет Египта. Том 2. Перевод и издание В. К. Запрягаева. Типография Р. И. Писаревской. Вязьма, 1913 г.
Свет Египта. Том 2. Перевод и издание В. К. Запрягаева. Типография Р. И. Писаревской. Вязьма, 1913 г.

Первые российские теософы

Помимо спиритизма еще однм важным оккультным движением в России того времени была теософия (с гр. – «богомудрость») – религиозное мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром через магию, оккультизм, спиритизм.

Самая первая попытка основания теософского общества в России произошла не в столичном Санкт-Петербурге, а в провинциальном Смоленске в 1907 году, более чем за год до официальной регистрации Российского Теософского общества. Председателем правления общества и издателем смоленского журнала «Теософская жизнь» стал начальник смоленской почтово-телеграфной конторы Владимир Штальберг. Теософы собирались по пятницам в его квартире на Пушкинской (ныне улица Ленина).

-7

Из журнала смоленских теософов мы узнаем, что целью общества было не только изучение религиозных систем и философии, но еще и «исследование необъясненных законов природы и скрытых в человеке сил». Адептам рекомендовалось «зорко следить за всем из области таинственного, не пропускать случая отметить явления, встречаемые членами-теософами по спиритизму, телепатии, ясновидению, магнетизму и гипнотизму, обращать внимание и записывать "неспокойные дома" и изучать феномены, происходящие в них».

Увы, английские теософы отклонили просьбу смолян о вхождении в центральную организацию, и смоленская ячейка распалась в 1911 году. Однако любовь ко всему мистическому передалась новым поколениям: в 2012 году в Вязьме, к примеру, прошла первая в России международная конференцию по алхимии! Философы, культурологи, историки, востоковеды из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Донецка, Минска, Смоленска и Вязьмы обсуждали перспективы развития современного алхимического движения, его символизм и значение алхимии в искусстве. А в Смоленске до сих пор проходят встречи последователей теософского течения…