Долгое время увлечение неизведанным заставляло людей объединятся в «клубы по интересам». На рубеже ХIХ–ХХ веков Россию буквально захлестнула волна эзотерики и липкие щупальца спиритизма проникли в каждый дом. Теперь по вечерам из окон доносились не звуки кадрили, а настойчивые голоса медиумов и изумленный вздохи напуганных дам. Не стала исключением и Смоленская губерния: первые оккультные общества России были зарегистрированы в Благовещенске, Тифлисе, Усть-Каменогорске и… Вязьме.
Спиритизм и оккультная типография
«Чем занимались члены тайного кружка, да и какие вопросы обсуждали, теперь уже сказать трудно», – объясняет преподаватель философии, иностранного языка (и исследователь алхимии!) Юрий Родиченков. Впрочем, практически все спиритические сеансы проходили по одному сценарию. Спиритуалистам был важен мистический антураж, поэтому собирались в салоне непременно ночью, заранее сняв со стен все иконы. Приглашенные во главе с медиумом садились за стол, брались за руки и взывали к духу. Во время спиритического сеанса сообщения от умерших или присутствие духов в комнате проявлялось в левитации объектов (подобные «аномалии» иронично называли столоверчением), звоне колоколов и выделении медиумом загадочной субстанции – эктоплазмы.
Однако медиумов, наживающихся на чужом горе, часто выводили на чистую воду. Газеты взрывались скандальными разоблачениями: выяснялось, к примеру, что эктоплазму делали из шифона, марли, жеваной бумаги, мыла и яичного белка. Но даже сотни опровержений не остановили повальное увлечение эзотерикой, оно лишь набирало обороты. С 1881 по 1918 год издавалось более 30 оккультных журналов. Пожалуй, именно этим и объясняется тот факт, что в Вязьме появилась целая типография, печатающая подобную литературу и наверняка поддерживающая местные спиритические салоны.
Оккультная типография принадлежала чете Писаревских – супругам Исааку и Ревеке, переехавшим в Вязьму в 1903 году. Необходимое оборудование занимало первый этаж особняка на Калужской улице, где проживала вся семья.
Разрешение на открытие типографии (по существовавшему царскому закону для евреев) было предоставлено Ревеке Иосифовне, как дочери купца первой гильдии – Иосифа Гуревича. Однако все основные дела вел муж, увлеченно занимавшейся любимым делом, которое приносило солидный доход. В типографии работало 15 человек: печатники, наборщики, переплетчики и другие специалисты.
До революции в Вязьме в оккультной типографии издавались сотни книг как русских авторов, так зарубежных. Среди них, к примеру, был двухтомник известного английского оккультиста Томаса Бургона «Свет Египта». Вязьма также стала центром распространения астрологических знаний в России в начале XX в. Писаревская, будучи страстной любительницей астрологии, пошла на большие затраты по отливке специального астрологического шрифта. Многие книги по астрологии, вышедшие в России в 1900–15 гг., напечатаны в её типографии. Среди них следует выделить работы смоленского астролога Запрягаева, который редактировал и переводил многие труды зарубежных мистиков.
Первые российские теософы
Помимо спиритизма еще однм важным оккультным движением в России того времени была теософия (с гр. – «богомудрость») – религиозное мистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром через магию, оккультизм, спиритизм.
Самая первая попытка основания теософского общества в России произошла не в столичном Санкт-Петербурге, а в провинциальном Смоленске в 1907 году, более чем за год до официальной регистрации Российского Теософского общества. Председателем правления общества и издателем смоленского журнала «Теософская жизнь» стал начальник смоленской почтово-телеграфной конторы Владимир Штальберг. Теософы собирались по пятницам в его квартире на Пушкинской (ныне улица Ленина).
Из журнала смоленских теософов мы узнаем, что целью общества было не только изучение религиозных систем и философии, но еще и «исследование необъясненных законов природы и скрытых в человеке сил». Адептам рекомендовалось «зорко следить за всем из области таинственного, не пропускать случая отметить явления, встречаемые членами-теософами по спиритизму, телепатии, ясновидению, магнетизму и гипнотизму, обращать внимание и записывать "неспокойные дома" и изучать феномены, происходящие в них».
Увы, английские теософы отклонили просьбу смолян о вхождении в центральную организацию, и смоленская ячейка распалась в 1911 году. Однако любовь ко всему мистическому передалась новым поколениям: в 2012 году в Вязьме, к примеру, прошла первая в России международная конференцию по алхимии! Философы, культурологи, историки, востоковеды из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Донецка, Минска, Смоленска и Вязьмы обсуждали перспективы развития современного алхимического движения, его символизм и значение алхимии в искусстве. А в Смоленске до сих пор проходят встречи последователей теософского течения…