Найти тему
Александра VALeks Павловская

Как зарегистрировать товарный знак на одежду сегодня? (Создаём свой модный бренд!)

Рада видеть вас на канале!

Оставайтесь со мной, если вам интересно и в дальнейшем читать о модных тенденциях, о работающих методах составления современных стильных образов и о внутренней «кухне» мира модного бизнеса ....

Обо всём этом и многом другом будем регулярно, трижды в неделю, говорить здесь, на канале Fashion Business!

А пока переходим к сегодняшней теме! В этот раз она будет более профессионального и юридического плана. Но я ведь и изначально сделала центральной темой канала именно модный бизнес (и ВСЁ, что с ним в той или иной степени связано), а не чисто стилистику…

Так что давайте поговорим сегодня о процедуре регистрации товарного знака. Я проходила её в начале 2020-го года, а в 2021-ом планирую передать права на него своему другому юридическому лицу (у меня есть ООО, но я намерена ликвидировать его и создать ИП – пришла постепенно к выводу, что так работать проще). Поэтому нахожусь «в теме». Кратко сейчас о ней и расскажу.

Пошив одежды на заказ
Пошив одежды на заказ

Итак, что же из себя представляет сейчас процедура регистрации товарного знака в сфере продаж одежды?

⚓ Знак защищается только в определённых классах МКТУ - международной классификации товаров и услуг, которые необходимо определить в процессе совместной работы с патентным поверенным. Если вы регистрируете его ради того, чтобы иметь возможность работать в сфере модного бизнеса и поставлять одежду в магазины и на маркетплейсы, вам могут подойти следующие классы:

25 - одежда, обувь, головные уборы (товары)

35 - услуги оптовых и розничных продаж, услуги магазинов (услуги для третьих лиц)

37 - ремонт одежды, чистка, глажка (услуги)

40 - пошив одежды (услуги)

42 - моделирование одежды (услуги)

45 - прокат одежды (услуги)

Я, например, выбрала для себя классы 25 и 40.

Чем больше категорий вы используете, тем дороже обойдётся процедура регистрации.

⚓ Суммарно на все пошлины, а также на услугу патентного поверенного, в настоящее время требуется около 40 тысяч рублей.

⚓Товарный знак действует 10 лет, а далее может быть продлён. Но есть определённые нюансы: 10 лет считается от момента подачи заявки на его регистрацию через патентного поверенного, а не от момента его получения. С учётом того, что знак затем приходится достаточно долго оформлять (ниже напишу по срокам), фактически, он действует около 9-ти лет. Иногда даже чуть меньше. Продлевать товарный знак можно сколько угодно раз, но каждое такое продление стоит по деньгам и выходит по времени примерно как новая процедура регистрации. Озаботиться вопросом регистрации необходимо до окончания действия знака за год. Чтобы его ни в коем случае не успели у вас «увести».

⚓ Подавать заявку на регистрацию знака для вас патентный поверенный может онлайн и лично. В первом случае это значительно дешевле. Но по итогу так знак обычно регистрируют немного дольше. (Это необязательно всегда так, чисто статистический вывод, ЧАЩЕ в этом случае процедура идёт дольше.).

⚓Важно проверить название. Не допускаются не только повторы, но и близкие / созвучные названия. Некоторые отвечающие за регистрацию порталы предоставляют возможность самостоятельной бесплатной проверки знака по базе на сайте, но не несут ответственности за результат.

В частности, перед регистрацией свой знак я проверяла на сайтах Знаковед и Online-patent. Со второго я с тех пор регулярно получаю спам-рассылку и никак не могу от неё отписаться :) Все равно приходит постоянно :).

⚓С момента заключения договора с патентным поверенным до момента регистрации товарного знака проходит около 7-12 месяцев. Изначально сообщается ориентировочный срок «до года». Дальше всё зависит от совокупности множества факторов. Но за полгода и менее, насколько мне известно, знак ещё никому не регистрировали.

⚓Товарные знаки могут получать только юридические лица. В случае необходимости ликвидировать предприятия можно за дополнительную плату (15-20 тысяч рублей) в трёхмесячный срок передать права на знак другому юридическому лицу. Если вы не зарегистрированы как ИП или ООО, но планируете завести свой модный бренд и заняться продажами / поставками одежды, всё-таки придётся официально зарегистрироваться. Самозанятые = физические лица, НЕ юридические.

⚓ Даже после регистрации товарного знака возможно возникновение проблем с ним и его аннулирование, если по каким бы то ни было причинам он не используется вами более трёх лет. Просто зарегистрирован, но не служит для целей бизнеса. Заберут его правда лишь в случае, если кто-то другой захочет использовать именно этот знак и подаст на вас в суд.

⚓Возможна как регистрация отдельного слова (просто названия бренда), так и логотипа с конкретным написанием и шрифтом в качестве товарного знака.Бывают и особенные виды знаков – звуковые и обонятельные, например. Естественно, встречаются они редко, но также возможны. К примеру, один из спа-салонов Австралии в качестве товарного знака использовал запах лимонной травы и может законно засудить любого, кто будет использовать такой аромат в своём бизнесе в рамках той страны, где действует знак. Кстати, секундная мелодия при запуске Windowsтакже является зарегистрированным товарным знаком.

⚓Головной офис Роспатента расположен здесь: г. Москва, Бережковская набережная, д. 30, корп. 1. По идее, подавать документы на регистрацию товарного знака можно и лично.

⚓По итогу вы получаете красивую бумагу А4 розоватого цвета, подтверждающую, что такое-то юридическое лицо обладает правами на такой-то знак. Храните её ответственно в защищённом месте. 😊

Черновик варианта товарного знака для модного бренда (найдено на просторах Pinterest)
Черновик варианта товарного знака для модного бренда (найдено на просторах Pinterest)

Модному бренду, специализирующемуся на производстве одежды, нет необходимости сразу же регистрировать товарный знак. Тем не менее, по мере раскрутки и развития это решение кажется всё более необходимым. Так ваш бренд лучше запомнится, к вам будут возвращаться за покупками и рекомендовать вас по названию. Кроме того, не со всеми маркетплейсами возможно свободное сотрудничество лишь на придуманном названии бренда. Например, для поставки одежды на Lamoda регистрация товарного знака обязательна и необходима. Но кстати, Wildberries и Ozon при этом наличия товарного знака не требуют.

Экспериментальный цех по пошиву одежды в разгар рабочего дня
Экспериментальный цех по пошиву одежды в разгар рабочего дня

При этом ограничиться регистрацией одного только товарного знака для проведения продаж одежды на маркетплейсах не получится. Следующим этапом идёт прохождение испытаний одежды на соответствие стандартам Таможенного союза и далее получение разрешительных документов (сертификатов соответствия) на изделия. С ними также возникает множество нюансов и сложностей, это практически тема для отдельной статьи. Если вам интересно подробнее прочитать о ней, дайте, пожалуйста, знать в комментариях.

Манекены: неизбежный атрибут работы современного модного бизнеса
Манекены: неизбежный атрибут работы современного модного бизнеса
Работа по созданию нового модного изделия
Работа по созданию нового модного изделия

Спасибо, что дочитали материал до конца!

Всегда буду рада корректной обратной связи по теме любого из моих постов на канале! В том числе и по материалам данной статьи. 😊

Меня зовут Александра, мне 30, я – стилист из Москвы и я рада быть полезной для вас своими заметками из мира модного бизнеса, о котором знаю очень и очень много. :)

А также буду рада видеть вас в моём Инстаграм и познакомиться там поближе - @valeks.stylist!

P.S. Кстати, мой ник на некоторых порталах на просторах Интернет уже больше года звучит именно так. Дело в том, что мой официально зарегистрированный товарный знак называется VALeks. Правда, из-за пандемии и некоторых ограничений рынка в 2020-ом году после его регистрации я приостановила процесс выхода на рынок торговли модной одеждой и товарный знак в данный момент не использую. Тем не менее, не исключаю, что за время его действия ещё вполне могу вернуться к этим планам 😊