Этой осенью исполнилось 20 лет, как в Хакасии работает социальная гостиница — учреждение, ставшее за эти годы домом для почти 4,5 тысячи человек, подарившее всем им шанс изменить свою жизнь к лучшему. Первыми гостями социального учреждения, для которых оно и создавалось, были одинокие мамы, в том числе и абаканские, в силу ряда причин оставшиеся с ребенком на руках без средств к существованию, буквально на улице. Сегодня на помощь от государства в виде предоставления бесплатного места жительства могут рассчитывать уже гораздо больше категорий граждан. Кому и какую помощь оказывают в социальной гостинице — в нашей беседе с директором учреждения Татьяной САРАНЧИНОЙ.
Когда есть дом — уже счастье
— 20 лет назад, когда принималось решение о создании соцгостиницы, весьма остро стояла проблема обеспечения жильем матерей-одиночек, сирот — выпускников детских домов. Собственно, для них и создавалась наша гостиница, чтобы у мамы и ребенка была «крыша над головой», чтобы они могли своевременно получать необходимую квалифицированную помощь. За прошедшие 20 лет произошло много изменений в обществе, что не могло не сказаться на работе соцучреждения, на категориях обслуживаемых нами граждан. Сегодня мы принимаем не только матерей-одиночек, но и полные семьи — из числа малообеспеченных, одиноких граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, живут у нас и граждане, вышедшие из мест лишения свободы. Селятся в соцгостинице и погорельцы — на период восстановления своего жилья. В 2014–2017 годах у нас жили вынужденные переселенцы с Украины. То есть, мы являемся кризисным центром для всех людей, которые в силу обстоятельств оказались без места жительства.
Подчеркну, что наше учреждение — для граждан трудоспособного возраста, государство предоставляет им бесплатно (до полугода, максимальный срок — полтора года) жилье, чтобы человек смог решить вопрос трудоустройства, а далее уже самостоятельно — и жилищный вопрос. Однако 2020-й, «коронавирусный», год сказался и на нашей деятельности. Пансионат ветеранов работает в закрытом режиме, а ведь жизнь продолжается: пожилые граждане остаются без помощи родственников, кто-то из них нуждается в помощи со стороны. Сегодня у нас проживают 5 пожилых человек — до тех пор, когда их сможет принять пансионат ветеранов. Особо хотелось бы подчеркнуть, что перед заселением в соцгостиницу все наши постояльцы проходят медкомиссию — для них есть возможность пройти обследование бесплатно. Что касается географии, откуда родом наши постояльцы, то это практически все муниципальные образования Хакасии, есть и абаканцы, и черногорцы, и молодежь из сельской местности — они стремятся в город на заработки, а жить негде, арендовать жилье не на что, — знакомит с деятельностью учреждения во время небольшой «экскурсии» по гостинице Татьяна Владимировна.
Сотрудники социального учреждения постарались создать воим постояльцам условия, максимально приближенные к домашним. Помимо собственно комнат для проживания (постояльцам предоставляется «мягкий инвентарь» — это и мебель, и постельные принадлежности), есть и общие комнаты: своего рода большая гостиная, конференц-зал, библиотечный уголок, игровая комната для детей. На этажах (их два) есть кухни, оборудованные плитами и холодильниками, есть и душевые комнаты, помещения для стирки, оборудованные машинами. По причине пресловутого коронавируса гостиница сегодня заполнена лишь на 50%. Всего же, работая на «полную мощь», учреждение может принять 60 человек — для нашего небольшого региона, по мнению директора учреждения, этого в принципе достаточно.
— До полугода наши постояльцы живут бесплатно, далее платят небольшую сумму — порядка 1,5 тысячи рублей за коммунальные услуги. Плата взимается только со взрослых людей, независимо от того, сколько детей в семье. Кто-то из наших постояльцев работает здесь, в Черногорске, кто-то ездит в Абакан. В основном они трудятся грузчиками на торговых базах, строителями, дворниками, уборщиками помещений и т. д. К сожалению, уровень образования, квалификации не позволяет нашим постояльцам найти работу с зарплатой, позволяющей снимать в аренду отдельное жилье. Поэтому большинство из них продлевают проживание в нашей гостинице: максимальный срок пребывания у нас — полтора года. Конечно, приоритет при предоставлении жилья мы отдаем семьям с детьми. К примеру, молодой маме, поступившей к нам буквально из роддома, естественно, мы будем максимально продлевать пребывание в нашей гостинице, помогать, чем можем, — поясняет директор учреждения.
Как попасть в гостиницу?
Граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, сегодня немало. Кто может претендовать на получение бесплатной комнаты?
— Все четко оговорено законодательством. В первую очередь, человеку следует обратиться в Управление социальной поддержки населения по месту проживания, то есть в том муниципалитете, где он раньше жил. После подачи гражданином заявления соцработниками проводится обследование жилищно-бытовых условий обратившегося человека, и на основании этого обследования его признают нуждающимся в размещении в соцгостинице либо нет. Далее документы направляются в Минтруд РХ, и уже специалисты министерства, изучив ситуацию, решают, направлять ли к нам гражданина или нет. Согласно закону, и Управление соцподдержки, и Минтруд могут рассматривать документы в течение 5 дней. Однако, как правило, вопрос рассматривается гораздо быстрее — ситуации бывают разные, и кто-то из обратившихся может находиться просто в критическом положении, — разъясняет Татьяна Саранчина.
Сохраняя семьи
— За прошедшие 20 лет мы приняли около 4,5 тыс. человек. Возможно, кому-то покажется, что не так уж и много — но здесь не стоит забывать, что граждане проживают у нас от полугода до полутора лет. За время проживания в гостинице все они становятся для нас, сотрудников, практически членами семьи — ведь мы не просто, как в обычной гостинице, заселяем постояльцев и лишь следим за порядком. Мы работаем с каждым человеком, особенно с семьями с детьми. Много лет мы реализуем программу «Осознанное материнство» — она направлена на формирование у женщин таких понятий, как культура семейного воспитания, позитивное мировоззрение, духовный мир семьи и здоровый образ жизни. Занимаемся и профилактикой социальных девиаций, педагогической и чисто бытовой несостоятельности мам, жестокого обращения с детьми. Главное для нас — это ребенок. Он родился, он есть, и наша задача — помочь женщине правильно растить малыша, воспитать его, — делится мнением Татьяна Владимировна.
Коллектив соцгостиницы небольшой, всего 23 человека, причем больше половины из них — специалисты вспомогательной службы: кочегары, рабочие, горничные, администраторы.
— Наши администраторы, по сути, выполняют функции социальных работников — они и за детками присмотрят, пока мамы на работе, и уроки с ними сделают. Также помогают и нашим пожилым постояльцам — кому поесть приготовить, с кем просто посидеть, пообщаться. Вообще, я всегда называю нашу гостиницу одной большой коммунальной квартирой: все про всех все знают, всегда помогут и поддержат, — с гордостью и радостью за свой практически второй дом отмечает моя собеседница.
Сама Татьяна Владимировна, педагог по образованию, руководит соцгостиницей с момента ее открытия. Собственно говоря, она и руководила ее созданием. Приказ о назначении Татьяны Саранчиной директором учреждения был подписан в августе 2000 года, а первых гостей они приняли уже в октябре.
— Наше здание — медсанчасть одного из бывших крупных промпредприятий. Собственно, в августе 2000 года я и зашла в медсанчать, за 2 месяца общими усилиями мы смогли приспособить помещение под пусть временный, но настоящий дом для наших постояльцев, — вспоминает руководитель.
Граждан и семей, нуждающихся в помощи соцучреждения, как мы отмечали, за 20 лет было немало. Прошу собеседницу поделиться наиболее запомнившимися историями судеб постояльцев.
— Историй много, к сожалению, не все они со счастливым завершением. Запомнилась, к примеру, одна семья — она «мелькала» у нас на протяжении нескольких лет. Сначала к нам после детского дома приехала беременная молодая женщина — мы ей помогли в уходе за ребенком, вроде она нашла работу, вышла замуж. Мы уж и порадовались, что она начинает налаживать свою жизнь. Но через пару лет она снова оказалась у нас: снова беременная, без мужа, к тому же со следами побоев… Снова помогали, присматривали за детьми. Когда младший ребенок уже пошел в детсад, она все же с помощью маткапитала приобрела какое-то жилье. Очень бы хотелось надеяться, что все у нее хорошо. И ведь таких, как она, среди сирот, воспитывавшихся в детских домах, много: не пьющие, не ведут асоциальный образ жизни, вроде работящие, старающиеся в меру возможностей наладить жизнь… Но без поддержки близких, прежде всего родительского тепла и заботы, мало у кого из них что-то получается — инфантильные они зачастую, не совсем приспособленные к жизни. Мы стараемся им помочь. Конечно, за 20 лет работы были и случаи лишения наших постоялиц родительских прав — но это всего 5 раз. Гораздо больше случаев, когда мы сохраняли семьи: работали с мамочками, помогали им встать на путь исправления. Нередки были ситуации, когда принимали мамочек прямиком из роддома, покупали вместе пеленки, распашонки и учили уходу за малышом. Ни одна из таких мамочек в результате не отказалась от ребенка — если бы не соцгостиница, ей бы просто негде было жить с ребенком. Я всегда подчеркиваю, что наша главная задача — создать благоприятную обстановку для ребенка, — завершает свой рассказ о работе соцгостиницы ее руководитель.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива соцгостиницы