Бывает так, что отличный специалист, профессионал своего дела, который всегда демонстрировал лояльность к компании, начинает вести себя совершенно иначе. Руководителю часто бывает непонятна такая резкая смена поведения. И получается так, что руководитель начинает злиться на сотрудника и вследствие, например, усиливать контроль и давить на сотрудника.
Как вы уже, скорее всего, догадались это не самая экологичная стратегия поведения!
Лучше, конечно же, разобраться почему сотрудник начал вести себя именно так.
Причин может быть несколько. Одна из них - эмоциональное выгорание.
Как распознать?
Существует ряд профессиональных инструментов. Например, тестов на выявление признаков эмоционального выгорания у сотрудника.
Распознать можно по поведению сотрудника: если вы видите, что у него снизилась вовлеченность в процессы работы, он перестал проявлять инициативу, уменьшилось количество идей и предложений с его стороны, его настроение скорее грустное и задумчивое, чем стабильное или радостное, это выгорание.
Как работать с выгоранием сотрудника?
Я, Анастасия Шемонаева, как коуч и бизнес-тренер знаю, что «само» выгорание не проходит никогда. И его симптомы крайне вредны и для самого человека, и для бизнеса, в котором он работает.
Эффективность сотрудника падает просто катастрофически. Он срывает сроки. Он «заражает» выгоранием коллектив.
Конкретные причины эмоционального выгорания у каждого человека свои. Но все же психика работает у всех по одним и тем же законам, и выгорание – это всегда следствие некоего НЕСООТВЕТСТВИЯ.
1 причина выгорания
Сотрудник делает что-то и не получает результата.
Он тратит много сил – физических, интеллектуальных, эмоциональных и не получает отдачи. Никакой позитивной обратной связи! В такой ситуации рано или поздно он задаст себе вопрос: «А зачем я вообще все это делаю?» Ни один человек не способен работать исключительно ради зарплаты.
Собственно, важен не столько сам результат, сколько удовлетворенность им. Часто она не приходит только от самого результата, человеку нужно признание, ощущение собственной ценности, значимости, полезности. Для кого-то признанием будут всего пара слов от руководителя, кому-то нужна публичная похвала, кому-то исключительно повышение.
Но точно никто не хочет быть «винтиком» в системе, который никто не замечает.
Эмоции сотрудников – это то, за чем руководителю нужно постоянно следить. Подпитывать позитивные, сглаживать негативные. Понимать, что и кого может подбодрить и поддержать. Придавать действиям сотрудников смысл. Вести их к результатам, которыми они сами будут довольны. Это и есть грамотное управление людьми.
Хвалить за успехи, поощрять инициативы, поддерживать в сложных ситуациях, подчеркивать ценность, привлекать коучей и психологов, если это нужно. Обязательно уделять внимание каждому, говорить с ним, проводить встречи один-на-один. Важно создавать комфортную атмосферу в коллективе, давать возможность проявлять эмпатию всем коллегам.
Если руководитель – истинный эмоциональный лидер – люди в его компании практически не выгорают.
2 причина выгорания
Сотрудник приобрел опыт, но не может его применить.
А результат, который он получает, больше не удовлетворяет его.
Так бывает, что сотрудник вырастает из должности, «профессионально взрослеет», хочет применить свой опыт. Руководителю важно это вовремя заметить. И, если повысить невозможно, перевести на другую должность, расширить функционал и зону ответственности, дать новый проект. В некоторых случаях можно только «отпустить» в другую компанию.
3 причина выгорания
Сотрудник не может быть на работе естественным.
Если ты не можешь позволить себе быть самим собой, это большой стресс, который ведет к выгоранию. Что может скрываться за улыбающейся «маской»? Проблемы в семье, личные истории, внутренний кризис...
И это тоже важно видеть руководителю: говорить с человеком так, чтобы он не боялся быть откровенным. Помочь ему: снизить нагрузку, отпустить в незапланированный отпуск или найти другое решение совместными силами.
И вроде бы я рассказываю о мерах профилактики – как сделать так, чтобы сотрудник не выгорел? Но те же меры применимы и в случае, если вы видите, что выгорание уже наступило. Только чтобы это исправить потребуется больше времени и усилий.
Вот основные инструменты борьбы с выгоранием:
· Общение с руководителем
· Актуализация мотивации
· Помощь в достижении результата
· Развивающая обратная связь. Хвалить нужно исходя не из своих мотивов, а из того, ЧТО МОТИВИРУЕТ СОТРУДНИКА. Это очень важно!
Главная мысль этой статьи: работа с выгоранием сотрудника – это всегда задача руководителя. HR может помочь, подсказать инструменты, выстроить процессы развития, адаптации, поддержания «здоровой» атмосферы в коллективе.
Руководитель, ориентированный на корпоративное благополучие и на благополучие каждого сотрудника, поддерживает баланс в компании, она функционирует, как единый организм. А если в какой-то части происходит сбой, все остальные готовы помочь. И тогда выгорания просто нет.