Найти тему

Как создать свой мир

Оглавление

Писателей иногда называют «творцами миров». Мне нравится эта метафора не только потому, что звучит так торжественно и солидно, но и потому, что верна по сути.

Любое литературное произведение – это созданный автором мир, даже если произведение – реалистическая проза, а действие происходит в современном реально существующем городе, посёлке, деревне.

Сложности создания реального мира

Говоря о создании мира, чаще подразумевают жанры и поджанры фантастики и фэнтези. Однако работать с реальным миром намного сложнее.

  1. Действие происходит в реальности, которая известна многим. И это накладывает на писателя определённые обязательства. Так, если автор вдруг решит описать события, происходящие в городе, где ни разу не был, то он рискует быть уличённым в некомпетентности. Текст утратит доверие читателя, а описанные события – реалистичность.
  2. Своеобразие восприятия автора, героя и читателя. Если автор описывает события, случившиеся в известном городе, который он хорошо знает, то у него собственное восприятие и свои оценки города, местности, атмосферы реальности. И они могут отличаться от оценок читателей, у которых свой опыт контактов с реальностью. Так, кто-то любит Петербург, наделяет его своеобразной романтичной или мистической атмосферой. А на кого-то этот город произвёл унылое, тоскливое впечатление, ничего хорошего этот читатель там не увидел, поэтому описание красот Питера вызовет у него раздражение. И это скажется на восприятии всей книги, сюжета, героев.
  3. Мир произведения должен быть не только реалистичным, но и самобытным, оригинальным авторским миром. Только тогда он будет интересен читателю. Как этого достичь, если описываются всем известные реалии?
Художник Эрик Roux-Fountaine
Художник Эрик Roux-Fountaine

Этих проблем нет в жанре фантастики и фэнтези, где чаще всего мир создаётся с нуля. Никто не был в придуманной фантастической стране, и никто не может упрекнуть автора в неправильности описанного. Это полностью его мир. Даже если за образец берётся уже кем-то созданный мир, как это многократно было с миром Толкина, то автор не обязан его копировать в деталях. Более того, чем больше будет самобытного, тем лучше. Хотя, конечно, можно услышать возмущённые вопли: «Эльфы такими не бывают!»

Как же создать мир, соответствующий реальному и одновременно оригинальный, авторский?

Уровни реальности

Реальность многослойна, как минимум она имеет три уровня. На самом деле их больше, но я в метафизику углубляться не буду.

Мегауровень

Это реалии общества в целом: особенности исторической эпохи, социального устройства, политической обстановки, эмоциональная атмосфера социума, которая связана с глобальными событиями и их оценкой людьми.

Всё это в книге должно «звучать», быть фоном, но не как отдельные описания или интерлюдии. Мегауровень реальности читатель воспринимает через героя, через его оценки, действия, суждения. Если автор пишет исторический роман, то здесь мегауровень приобретает особое значение. Мы все знаем современный нам мир, поэтому описывать подробно его нет смысла. А вот стоит перенестись буквально на 10–20 лет назад, и там уже появляются совсем иные реалии, и реакции у героев на них тоже должны быть иные. Чем дальше вглубь истории отправляется автор, тем большее значение приобретает этот уровень.

Художник-иллюстратор David Wiesner
Художник-иллюстратор David Wiesner

Макроуровень

Мир социальной и профессиональной жизни героев. Например, особенности работы врача в конкретной больнице, коллектива офиса, специфики профессиональной деятельности персонажей, их социального и материального положения. Несмотря на знакомые многим общие моменты, здесь уже проявляется фантазия автора. Которая, однако, не должна противоречить реальности.

Этот уровень в реалистической прозе занимает важное место, именно на нём разворачиваются основные события, значит, отнестись к нему следует максимально серьёзно. Так, описывая работу следователя-криминалиста, нужно хорошо знать её специфику, то есть как минимум иметь под рукой разговорчивого эксперта, а лучше — опыт работы в этой сфере. Помещая героя в мир СМИ, нужно хорошо разбираться в специфике работы журналиста и, вообще, во всей этой кухне.

И в то же время макроуровень позволяет уже «играть» с реалиями, например, за счёт своеобразия отношений в коллективе, индивидуальных особенностей коллег и начальника. Важную роль играет и специфика проблем и задач, которые должен решать герой.

Художник-сюрреалист Роб Гонсалвес
Художник-сюрреалист Роб Гонсалвес

Микроуровень

Он чаще всего максимально оригинален, создаётся на основе житейского опыта автора и его фантазии. Так интерьер квартиры, обстановка двора (бабульки на скамейке, бродячий кот, дворник дядя Вася и т. д.), своеобразие улицы вовсе не должны в точности соответствовать реальным.

Если на макроуровне разворачиваются основные события сюжета, то микроуровень важен для создания образа героя, особенностей его характера, интересов, увлечений. Здесь важны самые разные детали, мелочи, которые складываются в целостную картину камерного «мирка» и образа героя. Так, если мужественный борец с наркомафией, придя домой, с удовольствием переобувается в мягкие тапочки с ушками, то эта интересная деталь может многое рассказать об особенностях его характера.

Подведу итоги. Мир книги – это реальность, в которой живут герои. И она не существует сама по себе, как настоящий, окружающий нас мир. Эта реальность проявляется через действия, поступки героев. Нет смысла подробно описывать работу фирмы по продаже туалетных принадлежностей, если герой только зашёл в офис, чтобы спросить о чём-то. Описываемый мир – это часть реальности героя, а не герой – часть не зависящего от него мира. Этим книга отличается от настоящей жизни. В книге первичны сюжет и герой, всё остальное должно работать на них.