Система залпового огня на шасси грузовых автомобилей, известная также под именем "Катюша", очень активно применялась в годы Второй Мировой Войны.
Эта инновационная техника во многом определила ход войны, поэтому памятников "Катюшам" сегодня чуть ли не больше, чем танку Т-34.
Вот только найти действительно настоящую "Катюшу", а не отвратительную и недостоверную реплику на шасси самого обычного грузовика, не так-то и просто.
Для жителей Нижегородской области у меня есть отличная новость. У вас есть хороший экземпляр, правда о нём очень мало кто знает.
Он находится в городе Павлово-на-Оке в 60 километрах от Нижнего Новгорода, но расположен таким образом, что даже местные жители, прожившие в городе 50-60 лет удивляются, когда его видят.
Памятник расположен в небольшом сквере на высоком постаменте, но отгорожен от улицы высоченными деревьями. Поэтому если ты не знаешь, что он тут есть, то никогда в жизни не увидишь. Даже если 20 лет проезжаешь мимо.
Итак, перед нами БМ-13НМ на базе трехосного полноприводного грузовика ЗИЛ-157.
В 1958 году эта модификация пришла на смену БМ-13НН на шасси ЗИС-151. Кстати, если вы вдруг в замешательстве, что такое "БМ", то это расшифровывается как "боевая машина".
Памятник "Катюше" в Павлово был открыт еще в 1990 году и приурочен к 45-летию Великой Победы. Вот только информации, откуда же взяли "Катюшу" я так и не смог найти.
Определить оригинальная перед нами "Катюша" или же самодел обычно получается довольно просто. Сейчас покажу несколько узлов, на которые надо обратить внимание.
Первое — это наличие опор за задними колесами. На фотографии ниже они отлично видны.
Опоры нужны были для того, чтобы зафиксировать заднюю часть грузовика во время стрельбы, компенсировав момент, пытающийся оторвать передние колеса от земли.
Второй момент - это задние крылья. Они должны быть именно такой формы и никакой другой. Вот только горе-самодельщики часто начинают креативить и делать что-то более напоминающее округлые передние крылья.
Третий и очень важный момент, про который забывают практически все, кто делает реплики "Катюш" - это защита топливных баков.
Обратите внимание на их угловатую форму. Это стальной ящик, который защищает бак от случайного попадания пламени при стрельбе.
Единственное, чего тут не хватает, так это защиты стекол кабины. Она располагалась на крыше и раскладывалась перед стрельбой, полностью закрывая лобовое и заднее стекло.
Не очень понятно, почему про этот элемент забыли. Если бы он был, может создателям памятника не пришлось бы заваривать окна глухими металлическими листами.
Ракетная установка с направляющими, похоже, также полностью оригинальная. По крайней мере видны замки, фиксирующие ракеты перед пуском.
Ракеты, естественно — это новодельные муляжи. Но так везде. В любом даже самом качественном музейном экспонате.
Для автомобильных гиков есть еще одна классная новость. "Катюша" стоит настолько высоко, что вы можете без проблем зайти под неё и рассмотреть устройство шасси.
В отличие от многих других подобных памятников двигатель, КПП и раздатка тут на месте.
Но я с удивлением заметил, что нет ни одного карданного вала. Интересно, почему? Понадобились какому-то другому еще "живому" ЗИЛку?
Я оставлю карту с расположением этого памятника, если вы вдруг решите его посетить.
Он почти в самом центре города, если что!
Кроме этого, если вы хотите себе собственную "Катюшу", то велком в Яндекс Маркет, где всего за несколько сотен рублей вы можете найти очень достойную масштабную модель БМ-13.
Один минус — это БМ-13НН на шасси ЗИС-151, а не чуть более современный БМ-13НМ на базе ЗИС-157, о котором шла речь в этом материале.
Я хочу также задать вам один вопрос. Насколько важно для вас аутентичное состояние памятника? Должен ли он быть оригинальным или достаточно, что он просто похож на оригинальную единицу техники? Пишите ваше мнение в комментариях!