Они оба были частыми посетителями кафешантанов и оба изображали мир танца. Один маниакально любил балет, другой - танцовщиц кабаре.
ЭДГАР ДЕГА (тот, который на самом деле не импрессионист) был старше АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА (того самого, кто входит в четверку постимпрессионистов, а их как мы помним только четыре) ровно на 30 лет. Последний восхищался работами первого и страстно жаждал с ним познакомиться.
И однажды они повстречались (в мастерской у Дега). "Мсье Дега" выдал кучу комплиментов молодому Лотреку, но больше они не встречались - великий и̶м̶п̶р̶е̶с̶с̶и̶о̶н̶и̶с̶т̶ (оставим просто "великий") не принадлежал к числу людей, которые ищут знакомства.
Вначале О ПОХОЖЕСТИ: оба товарища происходили из знатных аристократических родов, но, волею своего мироощущения в первом случае и судьбы во втором, они оба не жили жизнью, характерную для их общественного положения.
Дега из-за политических взглядов сменил свою урожденную фамилию Де Га на "плебейскую" и занимался не почетной и не серьезной профессией юриста, а живописью (боже как легкомысленно и вообще попахивает бесовщиной).
Лотрек не вошел в круг равных себе по статусу из-за физических недугов, да и его рост был всего 152 см - граф, который не нес военную службу, не танцевал на баллах и не выезжал на охоту (читай боль отца).
Вообще, Лотрек личность прилюбопытнейшая! Образ художника давно овеян кучей легенд и домыслов (биографы исписывают тонны страниц, чтобы развенчать эти мифы). Взамен существует упрощенная схема, назовем это так, Лотрека: он был алкоголиком, потому что калека, жил в публичных домах, потому что карлик, и художником стал потому, что был ужасен собою.
Сам Лотрек наверняка предпочел бы парочку легенд этим унизительным характеристикам. Например, о том, что он всегда носил в кармане мускатный орех - чтобы добавить его в придуманный на ходу алкогольный коктейль.
Лотрека любили женщины (читай проститутки) и несли цветы к нему в мастерскую, позволяю рисовать себя в любое время суток (спящими, задумчивыми, скучающими в ожидании клиентов, играющими в лесбийские игры, нежными и вызывающими).
Он любил рыжих бестий и высоких мужчин (видимо, комплекс Наполеона). И тут мое любимое: он часто прогуливался по парижским улицам вместе со своим кузеном, который был выше Лотрека на 40 см. (читай самоирония зашкаливает).
Но вернемся к Дега и Лотреку.
Оба художника были страстными поклонниками фотографии - отсюда и фрагментарная композиция (читай вырванный из потока жизни случайный кадр).
И все вроде бы похоже, но все-таки не похоже.
1️⃣ Дега писал ВЫСОКИЙ жанр балета, Лотрек - НИЗКИЙ жанр танцовщиц кабаре и кафешантанов. Читай ДЕГА - ПРО БЛАГОРОДСТВО, ЛОТРЕК - ПРО НЕПРИСТОЙНОСТИ (выступления, отдых, занятия балерин против танцовщиц, высоко задирающих свои юбки).
2️⃣ ДЕГА - ПРО ЭЛЕГАНТНОСТЬ И УТОНЧЕННОСТЬ (его балерины красиво зевают, потягиваются, шнуруют пуанты или разминают ноги). А еще они, балерины, у Дега грациозно прогибают спину, именно прогибают - КРАСИВЫЙ ИЗГИБ ФИГУРЫ.
ЛОТРЕК - ПРО ЕДКИЙ И ВЪЕДЛИВЫЙ НАТУРАЛИЗМ (его танцовщицы и балерины - обладательницы острых коленок, худых плеч, жилистых ног и подчеркнуто некрасивого лица). Девушки Лотрека лишены утонченного изящества, изгиб их фигуры есть ИЗЛОМ ТЕЛА.
3️⃣ ДЕГА - ЭТО ДВИЖЕНИЕ (практически все образы, созданные им, про стремление в красках зафиксировать динамику движения, а балерины - как повод и, подспудно, эстетическая благодать для глаз).
ЛОТРЕК - ЭТО СЕКС (если помягче, то ЭРОТИКА). Но это не нарочитая эротизация образов, а фиксация реалий (читай правды), которым художник был свидетелем (не идеализирует, а блистательно пишет задранные юбки, вываливающуюся из декольте грудь, оголенные бедра).
4️⃣ ДЕГА - ЭТО ЖИВОПИСЬ. Та самая настоящая, красивая живопись, где есть и мазок, и динамика фактуры, и тонкая грация линии, отсутствие четких контуров, вибрация цвета, света и воздуха, звучная симфония палитры (читай легкость).
ЛОТРЕК - ЭТО НЕРВ. Его работы строго графичны - четкий черный контур и хаотичные, экспрессивные, жесткие штрихи (я их называю "царапки"), перечеркивающие друг друга. Эти рваные линии / мазки рождают такое же рваное, прерывистое дыхание (читай нет легкости, кислород отсутствует, тело сжимается в спазме).
5️⃣ ДЕГА - ПРО КРАСОТУ ЗАСТЫВШЕГО МОМЕНТА. Например, усталость Дега легкая и энергичная (сейчас девушки немного переведут дух и с задором дальше), и, главное, не обреченная.
ЛОТРЕК - ПРО РЕАЛЬНОСТЬ. Усталость Лотрека именно обреченная, полная безысходности и разочарования (тяжелые, уставшие ноги не поднять, в них, словно кирпич, упала вся боль души).
А подход у них, в общем-то, схожий - они оба подглядывают в замочную скважину и пишут так, словно их персонажи даже не знают, что за ними наблюдают.
Еще немного про Лотрека написано в статье - "Постимпрессионизм - это только четыре имени".