Найти тему
Круто об искусстве

Посравниваем?!

Анри де Тулуз-Лотрек "Сидящая танцовщица в розовом трико", 1890. Частная коллекция.
Анри де Тулуз-Лотрек "Сидящая танцовщица в розовом трико", 1890. Частная коллекция.

Они оба были частыми посетителями кафешантанов и оба изображали мир танца. Один маниакально любил балет, другой - танцовщиц кабаре.

ЭДГАР ДЕГА (тот, который на самом деле не импрессионист) был старше АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА (того самого, кто входит в четверку постимпрессионистов, а их как мы помним только четыре) ровно на 30 лет. Последний восхищался работами первого и страстно жаждал с ним познакомиться.

И однажды они повстречались (в мастерской у Дега). "Мсье Дега" выдал кучу комплиментов молодому Лотреку, но больше они не встречались - великий и̶м̶п̶р̶е̶с̶с̶и̶о̶н̶и̶с̶т̶ (оставим просто "великий") не принадлежал к числу людей, которые ищут знакомства.

Вначале О ПОХОЖЕСТИ: оба товарища происходили из знатных аристократических родов, но, волею своего мироощущения в первом случае и судьбы во втором, они оба не жили жизнью, характерную для их общественного положения.

Дега из-за политических взглядов сменил свою урожденную фамилию Де Га на "плебейскую" и занимался не почетной и не серьезной профессией юриста, а живописью (боже как легкомысленно и вообще попахивает бесовщиной).

Лотрек не вошел в круг равных себе по статусу из-за физических недугов, да и его рост был всего 152 см - граф, который не нес военную службу, не танцевал на баллах и не выезжал на охоту (читай боль отца).

Вообще, Лотрек личность прилюбопытнейшая! Образ художника давно овеян кучей легенд и домыслов (биографы исписывают тонны страниц, чтобы развенчать эти мифы). Взамен существует упрощенная схема, назовем это так, Лотрека: он был алкоголиком, потому что калека, жил в публичных домах, потому что карлик, и художником стал потому, что был ужасен собою.

Сам Лотрек наверняка предпочел бы парочку легенд этим унизительным характеристикам. Например, о том, что он всегда носил в кармане мускатный орех - чтобы добавить его в придуманный на ходу алкогольный коктейль.

Лотрека любили женщины (читай проститутки) и несли цветы к нему в мастерскую, позволяю рисовать себя в любое время суток (спящими, задумчивыми, скучающими в ожидании клиентов, играющими в лесбийские игры, нежными и вызывающими).

Он любил рыжих бестий и высоких мужчин (видимо, комплекс Наполеона). И тут мое любимое: он часто прогуливался по парижским улицам вместе со своим кузеном, который был выше Лотрека на 40 см. (читай самоирония зашкаливает).

Эдгар Дега "Танцовщица отдыхает", 1872. Частная коллекция.
Эдгар Дега "Танцовщица отдыхает", 1872. Частная коллекция.

Но вернемся к Дега и Лотреку.

Оба художника были страстными поклонниками фотографии - отсюда и фрагментарная композиция (читай вырванный из потока жизни случайный кадр).

И все вроде бы похоже, но все-таки не похоже.

1️⃣ Дега писал ВЫСОКИЙ жанр балета, Лотрек - НИЗКИЙ жанр танцовщиц кабаре и кафешантанов. Читай ДЕГА - ПРО БЛАГОРОДСТВО, ЛОТРЕК - ПРО НЕПРИСТОЙНОСТИ (выступления, отдых, занятия балерин против танцовщиц, высоко задирающих свои юбки).

2️⃣ ДЕГА - ПРО ЭЛЕГАНТНОСТЬ И УТОНЧЕННОСТЬ (его балерины красиво зевают, потягиваются, шнуруют пуанты или разминают ноги). А еще они, балерины, у Дега грациозно прогибают спину, именно прогибают - КРАСИВЫЙ ИЗГИБ ФИГУРЫ.

ЛОТРЕК - ПРО ЕДКИЙ И ВЪЕДЛИВЫЙ НАТУРАЛИЗМ (его танцовщицы и балерины - обладательницы острых коленок, худых плеч, жилистых ног и подчеркнуто некрасивого лица). Девушки Лотрека лишены утонченного изящества, изгиб их фигуры есть ИЗЛОМ ТЕЛА.

3️⃣ ДЕГА - ЭТО ДВИЖЕНИЕ (практически все образы, созданные им, про стремление в красках зафиксировать динамику движения, а балерины - как повод и, подспудно, эстетическая благодать для глаз).

ЛОТРЕК - ЭТО СЕКС (если помягче, то ЭРОТИКА). Но это не нарочитая эротизация образов, а фиксация реалий (читай правды), которым художник был свидетелем (не идеализирует, а блистательно пишет задранные юбки, вываливающуюся из декольте грудь, оголенные бедра).

4️⃣ ДЕГА - ЭТО ЖИВОПИСЬ. Та самая настоящая, красивая живопись, где есть и мазок, и динамика фактуры, и тонкая грация линии, отсутствие четких контуров, вибрация цвета, света и воздуха, звучная симфония палитры (читай легкость).

ЛОТРЕК - ЭТО НЕРВ. Его работы строго графичны - четкий черный контур и хаотичные, экспрессивные, жесткие штрихи (я их называю "царапки"), перечеркивающие друг друга. Эти рваные линии / мазки рождают такое же рваное, прерывистое дыхание (читай нет легкости, кислород отсутствует, тело сжимается в спазме).

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы", 1897. ГМИИ Им. Пушкина, Москва.
Эдгар Дега "Голубые танцовщицы", 1897. ГМИИ Им. Пушкина, Москва.

5️⃣ ДЕГА - ПРО КРАСОТУ ЗАСТЫВШЕГО МОМЕНТА. Например, усталость Дега легкая и энергичная (сейчас девушки немного переведут дух и с задором дальше), и, главное, не обреченная.

ЛОТРЕК - ПРО РЕАЛЬНОСТЬ. Усталость Лотрека именно обреченная, полная безысходности и разочарования (тяжелые, уставшие ноги не поднять, в них, словно кирпич, упала вся боль души).

Анри де Тулуз-Лотрек "Танец в Мулен-Руж", 1890. Художественный музей Филадельфии, Пенсильвания.
Анри де Тулуз-Лотрек "Танец в Мулен-Руж", 1890. Художественный музей Филадельфии, Пенсильвания.

А подход у них, в общем-то, схожий - они оба подглядывают в замочную скважину и пишут так, словно их персонажи даже не знают, что за ними наблюдают.

Еще немного про Лотрека написано в статье - "Постимпрессионизм - это только четыре имени".