С древнейших времен конь считался другом и вещим помощником человека. Поэтому неудивительно, что в сказках русского народа именно волшебный скакун выступает в роли одного из главных помощников главного героя.
Волшебный помощник — термин, введенный в сказковедение В.Я. Проппом, обозначающий персонажа волшебной сказки, который в силу благодарности или родственных чувств помогает герою преодолеть встречающиеся на пути препятствия и добиться цели.
Одну группу волшебных помощников представляют собой зооморфные помощники — например, птица или конь.
Другую — антропоморфные помощники фантастического характера — такие, как Мороз-Студенец или Усыня.
Третью группу волшебных помощников составляют невидимые существа, духи — часто с весьма необычными именами — например, в русской сказке есть персонажи Шмат-Разум и Невидим. Они чаще всего встречаются в сказках типа «Пойди туда — не знаю куда».
Конь — волшебный помощник героев в сказках народов мира, он всегда – «летучий» конь, который чаще всего является по зову хозяина.
В.Я. Пропп писал, что сказочный конь — гибридное существо: соединение лошади и птицы, древнейшего культового животного.
Добывает его герой всегда необычным способом: конь может достаться в наследство от отца на кладбище (подарок умершего отца), может быть взят у мужика по совету старого человека, может быть добыт у Бабы Яги или колдуньи, может быть получен в дар от лешего или от похороненного богатыря.
В некоторых сказках герой должен укротить коня, чтобы доказать, что он именно тот, кому конь предназначен.
И иногда выкормить самого заморенного жеребенка, как в сказке «Иван крестьянский сын». Такого заморыша надо выводить каждое утро и каждый вечер в зеленые луга, кормить отборным зерном и поить ключевой водой. И через двенадцать утренних и вечерних зорь заморыш превращается в красавца-скакуна.
Конь в сказках может быть разной масти — вороной, рыжий, серый, сивой. Может быть и серебряным, и золотым. У него могут быть золотые хвост и грива, или грива — золотая, а хвост — серебряный. Во лбу у него может быть месяц, а по бокам — звезды. Он может рассыпаться в серебро и даже испражняться монетами.
Волшебный конь может превращаться в других существ.
Благодаря советам коня, герой выполняет трудные задания. Скакун спотыкается под героем и предостерегает тем самым его от опасности, и даже дарует хозяину новый облик, пропуская его через уши.
В роли коня иногда выступает волк.
Сивка-Бурка вещий каурка (Сивко-бурко)
Сивка-Бурка вещий каурка – пожалуй, самый известный скакун русских народных сказок.
Это волшебный конь, способный перелетать в одно мгновение со своим седоком в тридевятое царство. Само имя скакуна говорит о его «многоцветности»: в русском языке «сивый» означает белый цвет «бурый» - темно-рыжий, а «каурый» - огненно-рыжий. Однако иногда сказки опсиывают его по-другому: одна шерстинка – серебряная, другая – золотая.
Он — волшебный помощник героя. Иногда Сивка-Бурка оказывается заколдованным царевичем.
Является этот волшебный конь по зову хозяина: «Сивка-Бурка вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой». Из ноздрей его пышет пламя, а из ушей валит дым, летит он выше леса стоячего, ниже облака лежачего, малые реки хвостом заметает, а широкие перепрыгивает.
В русской сказке «Сивка-Бурка» рассказывается о трех братьях, караулящих ночью в поле или в саду вора. Иван, младший сын, единственный, справляется с заданием и арканит волшебного скакуна, который повадился пшеницу. Сивка просит Ивана отупстить его и обещает помощь.
Свое слово скакун держит и помогает Ивану доскочить до царевны в высоком тереме, поцеловать ее, соравть с руки перстень и жениться на ней.
Сказку неоднократно обрабатывали русские писатели — например, К. Ушинский и А. Н. Толстой.
Богатырская сбруя - узда в три пуда да седло в двадцать пять пудов. Охраняет ее огненный змей, а чтобы заполучить ее нужна чародейная помощь и большая отвага.
Зато заполучивший ее становится непобедимым – его не тронут ни пищаль, ни стрелы, становится он непобедимым. И коня охранит такая сбруя, а без волшебного скакуна герою в жизни не победить Змея и прочих чудищ.
(с) Наталия Будур. Секреты русской сказки. От Лукоморья до Белогорья