Уже почти год мы живём в условиях пандемии, особенно больно ударившей по людям старшего возраста. На помощь приходят неравнодушные люди, готовые потратить свои силы и время на поддержку тех, кто в этом нуждается. Добровольцы привозят лекарства и продукты пожилым и маломобильным людям, берут на передержку животных, оказывают эмоциональную поддержку. К кому можно обратиться за помощью в Москве?
В столице есть три организации, в которые может обратиться за помощью пожилой москвич. Это федеральный проект «Мы вместе», проект городского департамента труда и соцзащиты «Мой социальный помощник» и чисто волонтёрский — «Мы рядом. Волонтёрская помощь на дому».
«Мой социальный помощник»
Все, кому нужна помощь, могут позвонить по телефону горячей линии столичного комплекса социального развития: +7(495)870-45-09, ежедневно, с 08:00 до 21:00. На звонки москвичей отвечают более 200 операторов, 11 сотрудников службы психологической поддержки и около сотни работников социальной службы. Позвонив на горячую линию, можно оставить заявку на оказание социальной помощи — покупку и доставку продуктов питания, лекарств (в том числе по льготным рецептам из поликлиник), товаров первой необходимости, кормов для животных и даже дров для дачи. При необходимости можно получить психологическую помощь, а также ответы на вопросы, связанные с коронавирусом.
Помощь на дому горожанам оказывают 7 тысяч социальных работников. При необходимости их число может быть увеличено до 13 тысяч, в том числе за счёт привлечения волонтёров. К москвичам, болеющим COVID-19, направляются помощники, переболевшие коронавирусом и имеющие антитела.
Для присмотра за животными во время госпитализации их хозяев в городе выделены две зоогостиницы и пять приютов, где можно разместить более 400 питомцев.
«Мы рядом. Волонтёрская помощь на дому»
Проект «Союза волонтёрских организаций и движений» (СВОД) «Мы рядом. Волонтёрская помощь на дому» был создан в период пандемии коронавируса для помощи людям, которые оказались в трудном положении. (До этого организация помогала социальным учреждениям.) Столичные волонтёры откликаются на просьбы о помощи, с которыми можно обращаться по телефону горячей линии: 8-800-444-46-08.
По словам директора Союза Владимира Хромова, обстоятельства у людей бывают разные и не все они вписываются в базовый набор услуг, предоставляемый органами соцзащиты (даже на платной основе). В частности, речь идёт о сопровождении при поездках по городу. Например, в СВОД обратилась пожилая женщина, муж которой сломал обе ноги и должен был еженедельно ездить на приём к травматологу.
«Семья живёт на пятом этаже в доме без лифта, а в городе нет службы, которая помогает маломобильным людям в подобных ситуациях, хотя таких запросов — множество каждый день. Мы нашли волонтёров-мужчин, которые помогали этому человеку добраться до травмпункта и обратно», — рассказал Хромов.
В другом случае волонтёры СВОДа привезли продукты женщине, выписанной из больницы после инсульта. За помощью в панике обратилась её дочь, живущая в другом городе — ей нужно было время, чтобы добраться до Москвы, а помощь была нужна срочно.
Ещё один пример — постоянное шефство мини-команды волонтёров над пожилой москвичкой, теряющей зрение.
«К этой женщине дважды в неделю приходит соцработник, который оказывает ей услуги по стандарту социальной защиты, — рассказал Хромов. Но многие нужды человека в нём не могут быть учтены. — А мы как общественная организация не связаны столь жёсткими рамками стандартов и можем помогать очень гибко — по ситуации. Например, наши ребята переписали крупным шрифтом номера телефонов из её записной книжки. Казалось бы, мелочь, но без этого она не могла созваниваться со своими знакомыми».
Но основные запросы, конечно, касаются поиска необходимых лекарств, покупки продуктов и доставки бесплатных продовольственных наборов: волонтёры могут забрать рецепт из поликлиники, вынести мусор или выгулять собаку. «Мы стараемся никому не отказывать, но, если честно, сначала оцениваем необходимость в помощи — звонят разные люди, — говорит Хромов. — Часто люди реально оказываются в кризисной ситуации. Но бывает, что просто не хотят затруднять своих родственников или знакомых. Иногда обращаются люди с психологическими проблемами, которые не могут адекватно оценить ситуацию, хотя на самом деле у них есть всё необходимое и заботливые родственники. А то и вовсе подвыпившие граждане, которым лень вынести мусор».
Сегодня, по словам Хромова, из-за пандемии помощь оказывается «до дверей». А с нуждающимися в общении одинокими людьми волонтёры созваниваются по телефону — стараются поддерживать позитивный настрой и веру в лучшее. Социальные службы не закрывают потребность одиноких пенсионеров в эмоциональной человеческой поддержке, и в организации планируют продолжить возникшие полезные инициативы и после пандемии, говорит Хромов.
«Мы вместе»
#МыВместе — совместный проект органов власти регионов и Общероссийского народного фронта (ОНФ). Ежедневно по единому федеральному номеру 8-800-200-3411 более 10 тысяч пожилых людей со всей страны обращаются за помощью в доставке продуктов и лекарств. Кроме того, операторы помогают разобраться в огромном объёме информации, отвечают на вопросы о симптомах COVID-19, работе различных инстанций и получении пенсий.
Более 400 волонтёров-психологов работают круглосуточно, помогая людям справиться с паническими атаками и другими кризисными состояниями. К горячей линии подключились также представители Русской православной церкви, Главного раввината России и Международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ), помогающие отвечать на вопросы верующих.