Совсем недавно гонщик «Формулы–1» Ромен Грожан попал в лютую аварию, когда его болит врезался в стену на скорости 180 км/ч. Машина разделилась на два куска и загорелась. Однако Грожан, благодаря современным технологиями безопасности, сам выбрался из огня и почти не пострадал. Вспоминаем, какие технологические решения из F1 затем оказались в современных авто. Их гонок — в простые такси и семейные универсалы.
Дисковые тормоза
Первым автомобилем с дисковыми тормозами и специальным усилителем был болид Type–15 гоночной команды BRM. Его усовершенствовали ещё в 1951 году.
Два года систему отлаживали на гоночных треках, однако конкуренты из Jaguar смогли показать полноценную систему на гоночном автомобиле уже в 1953 году. В том же 1953 году Jaguar C-Type первым в истории получил дисковые тормоза со специальными колодками.
Разработали систему в британской компании British Girling, которая ныне известна как Lucas — один из ведущих производителей тормозных систем в мире.
Управление подвеской
Секрет одного из лучших гонщиков в истории F1, Айртона Сенны, был прост: тренировки, тренировки, тренировки — и бешеный гоночный болид с идеальной настройкой.
Но мало кто знает, что идеально ввинчиваться в повороты Сенне помогала активная подвеска, которую Lotus впервые представили в 1985 году.
Уже после первого сезона регулируемая подвеска появилась у Williams и Ferrari. И хотя пневматическая (воздушная) подвеска появилась за 30 лет до изобретения активных стабилизаторов, стойка с железной стружкой и управляемыми магнитами пошла в серию практически одновременно в Японии и Германии. В 1991 году в стране такую подвеску получил Infiniti Q45, а еще через год адаптивную «пневму» получил Mercedes S-class.
Турбины и малообъёмные двигатели
Еще в 1970 году команда Ferrari поэкспериментировала с болидом 001 и установила в автомобиль турбокомпрессор. Технология прижилась и сейчас формульный регламент — это двигатель объёмом 1.6 литра с турбонаддувом. Общая мощность системы — 990 лошадиных сил.
Чудовищной мощности удалось добиться за счёт алюминиевых сплавов в блоке цилиндров и собственных моторных масел.
Одно из самых главных решений F1 позднее пришло в гражданский автопром вслед за турбинами. Речь о перепрограммировании блоков двигателя или «чип-тюнинг». У каждой гоночной машины своя прошивка, менять которую можно в зависимости от дорожных условий и требований гонщика.
Карбоновый монокок
Не вполне рядовое решение для гражданских автомобилей тоже пришло из «Формулы-1». Первый карбоновый монокок был использован на McLaren MP 4/1 в 1981 году, и с тех пор конструкция болидов F1 серьезно не поменялась — сначала отливается «ванная» для гонщика, вокруг которой дальше и строится автомобиль. То есть монокок — что-то вроде уникально спроектированной под гонщика оболочки, которая призвана защитить от ударов.
Этот способ производства автомобилей взяли на вооружение производители самых быстрых автомобилей в мире — Bugatti, Ferrari, Koenigsegg.
Конечно же, McLaren продолжает активно использовать свое изобретение и строит автомобили вокруг монокока и в 2020 году.
Коробка-«робот»
Преселективная спортивная роботизированная коробка передач — авторское решение от Ferrari, которое используется не только в гонках F1, но и в гражданских автомобилях.
История «робота» начинается еще в 1960х годах, однако до гражданского применения тогда дело не дошло — система была слишком «сырой» и ненадежной, требовала постоянного ремонта.
Преселективный «автомат» с одним сцеплением после доработки в Volkswagen эволюцинировал до РКПП с двумя сцеплениями, и в итоге на свет появилась DSG — знаменитая на весь мир трансмиссия.
Мультируль и проекция
Руль с обилием кнопок тоже пришёл из F1. Там, правда, это настоящий «штурвал» с индикацией оборотов, а не кнопками «Ответить на вызов» и «Следующий трек».
Долгое время считалось, что мультируль сконструировали в Ferrari. Однако первый мультируль с кнопками и «лепестками» для переключения передач показали британцы из McLaren ещё в 1994 году.
Первое же гражданское устройство, отдаленно похожее на современный мультируль, в 1999 году показали немцы из Mercedes-Benz. Руль с кнопками, как водится, первым получил флагманский S-class.
Позднее именно немцы (правда, не сам завод, а придворное ателье Brabus) стали продавать заводские рули с цветовой индикацией для спортивных седанов и внедорожников.
Стоимость современного руля от Brabus — около пяти тысяч евро. Первыми проекцию на экран освоили в GM — случилось это в далеком 1988 году. Однако полноценная гоночная проекция — изобретение Wiiliams/BMW еще в конце 90-х. С появлением современных матриц и экранов экспорт технологии стал возможен и для гражданских авто. Первый автомобиль с проекцией данных на лобовое стекло — BMW 5-серии.
“Злая” аэродинамика
Активный аэродинамический обвес — фирменное решение для F1, которое постепенно и очень аккуратно входит на гражданский рынок.
Управляемое заднее антикрыло, регулируемые «жабры» воздуховодов и «рога», рассекающие поток воздуха совершенствовались с того момента, как гонки Formula 1 стали частью мирового автоспорта.
Агрессивные аэродинамические пакеты с элементами активного управления сейчас пытаются делать почти все уважающие себя производители — Brabus, AMG, Mansory, Gemballa.
По слухам, полностью управляемый аэродинамический пакет получит и следующий гиперкар от Bugatti. Релиз машины намечен на 2022 год. Автомобили попроще тоже комплектуют доработанными бодикитами — даже бюджетные VW Polo или Skoda Rapid «продувают» в аэродинамической трубе для создания наименьшего коэффициента сопротивления.
Больше полезных и интересных постов в канале Для водителей – подписывайтесь!
🚕Почему такси жёлтые? Реальная история первого в мире массового таксопарка
🚜 Самые необычные шины: покрышка за $600 тысяч и шина для БелАЗа, размером со слона