Найти тему
Литература о жизни

Зачем Мцыри совершил побег ? Анализ глав 4- 7, поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Оглавление
М.Ю.Лермонтов. Мцыри. Глава 6.
М.Ю.Лермонтов. Мцыри. Глава 6.

Главы 4- 7- начало предсмертной речи Мцыри, в которой он объясняет свою мечту и главные мотивы своего трехдневного побега.

Глава 4.

Мцыри начинает свое обращение к старику вопросом, зачем тот спас ему жизнь?

Зачем? … угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах (…)

«Грозой оторванный листок» – реминисценция на эту строчку прозвучит немного позднее в стихотворении Лермонтова «Чинара» (1841 год), в котором «дубовый листок оторвался от ветки родимой».

Мцыри открывает свою мечту, свою давнюю клятву, которая, увы, не смогла осуществиться:

В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.

В этой клятве героя звучит тот самый мотив братского объятия, который мы упоминали, говоря о слиянии двух рек в первой главе. Мы еще встретим этот мотив в изображении двух разделенных скал и в других эпизодах поэмы.

Мцыри суждено умереть чужаком, он понимает это лишь теперь, после своей отчаянной попытки найти свою родину. Не жестокость плена его тяготит (в монастыре его любят и не относятся как к рабу). Тяготит именно душевное одиночество, сознание своей чуждости по отношению к тем, кто о нем заботится. Монастырь не проявляет к герою никакой агрессии: это и забавы в детстве (за ним не только ухаживают, но и пытаются с ним играть, развеселить), и лечение, спасение его жизни как в начале, так и в конце поэмы. Но герой не чувствует большой признательности, потому что так и не смог полюбить здешних людей. "Дикость" Мцыри неистребима – в главе 18 он признается, что он чувствует себя принадлежащим семейству «барсов и волков». А волк - символ гордой привязанности к родному логову и непримиримости с любым пленом.

Итак, в 4 главе мы понимаем, что горе Мцыри - это не смерть сама по себе, а смерть рабом, чужаком, сиротой.

Глава 5

Здесь Мцыри говорит о том, что не сама могила страшит его, но ему «с жизнью жаль расстаться». Этот отрывок - гимн молодости и жизни, желанию героя жить, которое так сильно проявилось вдруг именно сейчас. Если мы сопоставим с началом поэмы, то вспомним, что, будучи пленным ребенком, он не хотел жить. Теперь же, познав свободу, Мцыри испытывает острую жажду жизни. Свобода - этот самый сладкий запретный мед, который он «вкусил» (как гласит эпиграф ко всей поэме) и теряет жизнь именно по этой причине.

Он не жалел бы о своей жизни, если бы не увидел во время побега иную землю, не глотнул бы воздуха свободы. Жизнь для него – это то, что он увидел за стеной монастыря. А до этого было все равно что смерть.

Глава 6

Здесь начинается рассказ Мцыри о том, «что видел он на воле». Возникает впервые тема природы. Пожирая глазами образы дикой земли, беглец постигал душой смысл всего, что представало его освобожденному взору.

Все природные объекты наделены душой в его восприятии: деревья как братья в пляске круговой, скалы как влюбленные. В изображении разделенных скал таится аллюзия на судьбу самого героя и на несбыточность его мечты, ведь и ему, как мы скоро узнаем, никогда не сойтись с родной стороной:

Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;

Вспомним здесь его клятву из главы 4: "Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной".

Итак, в образах природы герою видится его собственное душевное переживание. Судьба скал окажется подобна его собственной:

«Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтися никогда!»

Так мы понимаем, почему попросит похоронить себя Мцыри в конце поэмы между двух кустов акации. Они для него тоже символизируют разделенных братьев.

Увидев живую природу, Мцыри оживает и сам, и вместе с освобождением сердца ("И было сердцу моему Легко, не знаю почему") впервые пробуждается его сознание, мышление, память:

Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней.

Темой пробуждения далеких образов детства заканчивается глава.

Глава 7

Здесь Мцыри внезапно вспоминает то, что считал давно забытым: отчий дом в ауле, расположенном в ущелье. Образ отца полон доблести:

Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор

Сестры же с детства давали ему нежность. Мать отчего-то не упоминается.

Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелию моей…

Итак, у Мцыри были отец и сестры, но не было матери и братьев. Таким образом, русский генерал, забрав ребенка в плен, вероятно, лишил отца единственного наследника. В его семье все жили в мире и согласии:

И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней (…)

Этой главой заканчиваются воспоминания и предваряющие сам рассказ мысли и общие впечатления героя, и начиная с главы 8 мы узнаем о событиях, которые с героем произошли за эти три прекрасных и одновременно роковых дня.

Анализ следующих глав 8-11 читайте здесь.