Найти тему
Школа СОтворчество

Как читать вместе с ребёнком в лучших традициях семейного чтения и научить его понимать текст.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Чем человек читающий отличается от человека нечитающего?

  • умеет воспринимать и понимать информацию;
  • лучше общается и ведет диалог, понимает, что его собеседник сказал, что хотел сказать, что сказал ненамеренно;
  • умеет понимать эмоции других людей и выражать свои;
  • лучше пишет, он грамотнее;
  • легче учится и переучивается;
  • интереснее как личность.

Чтение - это важная часть духовной жизни.

Что дает совместное чтение?

  • больше общих интересов,
  • более доверительные отношения,
  • совместный досуг (библиотеки, книжные магазины, ярмарки, мероприятия по детскому чтению, читательские группы в соцсетях и пр.),
  • больше времени вместе,
  • взаимное духовное обогащение.

Вы через чтение обсуждаете его проблемы, видите, как растет и развивается ребенок, как меняются его суждения.

Есть такая интересная вещь. С детьми надо всегда говорить о том, что их волнует. И не надо это делать в лоб, а непосредственно через книгу это сделать гораздо легче. Очень часто у ребенка те же проблемы, что и у книжных героев. И обсуждая проблемы героя из книги, мы говорим и о проблемах, которые волнуют ребенка, видим его внутренний мир.

Как мы читаем и приходим к пониманию текста?

ДО чтения. Допустим, мы видим название произведения - "Глупая история". Сразу обращаем внимание на слово - история, понятно, что будет какой - то рассказ. А дальше думаем над словом "глупая". То ли там глупые люди участвовали, то ли что - то еще. Включается "механизм прогнозирования". Дальше мы смотрим на автора. И у каждого с этим именем возникают собственные ассоциации. Или нет никаких ассоциаций, и просто ждем чего - то, ответа на вопрос - почему она глупая. Начинаем читать. Вычитывайте информацию между строк.

Ради чего написан текст? Зачем? Ведь автор хотел с нами очень важной мыслью поделиться. Может быть тем, что родители любят своих детей, но и при этом не видят их. Если бы взрослые были бы внимательными, а дети более самостоятельными, то таких глупых историй и не происходило бы. Этот рассказ очень хорошо, потому что в нем масса смыслов и для детей, и для родителей.

И в процессе чтения мы извлекли всю информацию. И то, что автор сказал явно, и то , что он сказал ненамеренно, и главную мысль.

Происходит как бы диалог с автором текста:

  • Видим в тексте скрытые вопросы
  • Отвечаем сначала сами (прогнозируем ответы)
  • Проверяем себя по тексту.
Из открытых источников.
Из открытых источников.

Понимание чтения происходит на разных уровнях:

-слово

- предложение

- группа предложений, абзац

- текст

Очень часто непонимание всего лишь одного слова мешает ребенку понять целый текст. Иногда одно слово держит весь текст.

Здесь ключевое слово "только". Зашли, но не вышли.

Комментировать слова, спрашивать у ребенка , что не понял, очень важно. Иногда нам кажется, что ребенок понимает слова, но на самом деле это может быть совсем не так.

Какие есть эффективные приемы совместного чтения?

1. Вычитываем смыслы.

Пример. Он бы, наверное, закричал, заплакал, но совершенно неожиданно мать ему в поход идти разрешила.

Давайте посмотрим, какие смыслы есть в этом предложении?

а) Два человека: сын и мама.

б) Сын очень хотел пойти в поход.

в) Он думал. что мама его не отпустит.

г) Сын был готов кричать, плакать, лишь бы отпустила.

е) Мама разрешила пойти в поход.

ж) Для сына это было неожиданно.

з) Сын обрадовался.

Какие смыслы есть в этом предложении, о чем в нем говорится?

2. Разворачиваем предложение в текст: создаем текст только на основе тех смыслов, которые есть в предложении.

Сын очень хотел пойти в поход, но боялся, что мама не разрешит. Он уже приготовился кричать, плакать, лишь бы мама отпустила. Но плакать не пришлось: мама разрешила пойти в поход. Вот так неожиданность! Ура!

И таких вариантов может быть много. И это замечательная тренировка развития речи.

3. Смотреть на заголовки.

Заголовков есть много видов. Например, заголовок - тема (" Война и мир", "Туман", "Дни Савелия").

Заголовок - краткое выражение главной мысли ( "Герой нашего времени", "Любовь к жизни").

Заголовок - вопрос ( "Что над чем?" " Куда в машинах снег везут?", "Кем быть?).

Заголовок - загадка ("Плим", "Аристомия", "Бегущая по волнам").

Заголовок - жанр ("Приключения Незнайки и его друзей", "Приключения Мюнхаузена", "Утопия").

Читатель в процессе чтения:

  • выдвигает предположения,
  • ждет подтверждения своей правоты (возникает установка - ожидание),
  • мысленно сравнивает поступающую информацию с ожидаемой,
  • получает либо подтверждение, либо опровержение своей догадки.

Приемы, о которых мы сегодня говорили, - это технология продуктивного чтения.

Е.В.Бунеева, автор пособий, эксперт, доктор педагогических наук.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц