В комментариях к материалу о том, как живут некоторые сирийские беженцы в Ливане, довольно многие спрашивали. почему ж это беженцы не едут в Россию. И сами себе отвечали: мол, там не платят ни за что социалку и нет ничего "готового". Чай, не Европа. Вот и не хотят.
Однако, эти люди не правы. Не правы уже в базовых предположениях о том, чем ситуация в России с получением статуса беженца отличается от европейской. И не понимают, что без оформления разрешений в России даже работать и кормить себя иностранцу не дадут. Почувствуйте разницу: речь о невозможности зарабатывать и кормить себя самим, а не о подачках социальных фондов и благотворителей.
У меня есть очень интересная статистика. Возможно, на данный момент она уже немного изменилась. Но суть ее не изменилась. Ибо дело принципа. А принцип в том, что получить не то, что статус беженца, но и просто вид на жительство человеку из Сирии практически нереально.
Несколько лет тому назад был скандал - в Шереметьево в транзитной зоне очень долго жила курдская семья с кучей детей. Месяца два. Мать там была из Казахстана. В России у нее сестра. Они жили в Иракском Курдистане, а потом решили к родственникам в Россию поехать. В аэропорту тормознули, сказали, у кого-то из членов семьи поддельный сирийский паспорт. Скорее всего, он был не поддельный, а официально списанный - типа, ОВИР грабанули и бланки украли, потом ими торговали. Я про то, что такие паспорта есть, знаю давно. Рассказывала Настя Попова, ей в Турции предлагали купить за 800 баксов, но предупреждали, что в Сирию с ним нельзя, там по базам пробьют. Оказалось, что в России тоже пробивают. Видимо, сирийцы базу дали. Или просто паспорт оформили на территориях, где нет официальной власти, а паспорта остались. Кстати, в Европу без документов вообще прорываются, часто себя за сирийцев выдают те, кто никаким боком не сириец.
Это как раз та семья, жена в красном и рядом муж, с часами сестра - гражданка РФ. Как видите, ни разу не радикалы какие-то. Детей четверо.
Итогов суда я не знаю. Но суд был. Убежище не предоставили и еще оштрафовали на 5000 р каждого.
Так вот: по имеющейся у меня информации, в России статус беженца имеет всего 790 человек. Не тысяч человек, а человек. И на июль 2017 года статус беженца на территории Российской Федерации имели всего 2 сирийца. 419 афганцев, 229 граждан Украины. Сирийцев только двое. Уже тогда, в разгар войны, не давали ничего никому. Сейчас - тем более.
В стране разруха и жесточайший экономический кризис (сами попробуйте кормить семью на 15 долларов в месяц и еще платить за съемное жилье, свой дом на бандитской территории или в нем уже нельзя жить, надо восстанавливать). Но наши уверенно посылают людей "домой". Но сирийские подвалы и сараи не резиновые, там давно нет мест.
Временное убежище на январь 2017 года было предоставлено 1317 гражданам Сирии, а к лету их число уменьшилось до 1301– это данные, которые дает Росстат. И много говорят о том, что разрешение на проживание не продлевают. Встречалась информация, что только за 2018 год статус временного убежища был отобран у почти 30% имевших его ранее сирийцев. При этом, в Россию едут только те, у кого в ней есть уже живущие там родственники. Например, мужья россиянок, уже давно сами ставшие гражданами России. Едут не за социалкой, едут к своим родственникам. И не могут получить даже вида на жительство у них.
В подмосковном Подольске, к примеру, много сирийских семей из Алеппо, семьи приехали после начала военных действий к своим отцам, которые работали на находящихся в этом районе сирийских швейных предприятиях. Многим возвращаться просто некуда сейчас. Но Россия - да, не Европа. Там принимают преступников, а в России не принимают даже их жертв. И, в принципе, нарушают признанное ООН одним из прав человека право на воссоединение семей.
В Россию ехали и едут только те, у кого есть в ней родственники. А не за социалкой. И деньги тут платятся совершенно другие, не тысячи долларов за каждого человека контрабандистам... Богатые едут в Германию, хотя, у них и дома было все, что надо для жизни. Но Россия и правда как-то давно не мать даже по отношению к соотечественникам. А тут - тем более.