Человеческое сообщество крайне неоднородно. У всех людей свои идеалы и интересы. Жизнь предлагает нам массу возможных практик; мы не можем охватить их все и вынуждены выбирать лишь немногие. Совершенно всему в жизни нужно учиться, что подчас очень нелегко, а нередко невозможно без наставников. В одиночестве человек может многое, но далеко не все; зато при поддержке (и не только сверху, но и снизу, и сбоку) человек способен на гораздо большее. И социум представляет собой систему механизмов, раскручивающих людей по жизни. В нашей культуре так сложилось, что этот механизм называется «обойма».
Обойма жизни – это определенные условия, окружение, настрой на конкретную деятельность. Это не всем доступная группа людей, которая заинтересована в своем поддержании и привлечении новых участников. И эта группа помогает вошедшему в нее человеку развиваться в сторону, в которую направлена эта обойма. И она начинает вращать человека в соответствующих кругах, среде, создает необходимые условия, предоставляет нужное окружение, и человек начинает стремительно развиваться по тому жизненному пути, который предоставляет ему его обойма жизни.
Примеры обойм – политические партии, военная служба, научное сообщество, творческие и многие профессиональные союзы, гильдии, мир криминала, команда-компания специалистов одного дела разного опыта и возраста – в общем, любое организованное сообщество, где можно строить карьеру и расти в иерархии. Неформальные уличные субкультуры или сообщества по хобби обоймами не являются. Но антистемные субкультуры – мафия, секты, тайные общества – очень яркие примеры обойм.
Обоймы не представляют собой целостного и монолитного объединения людей. В обойме может быть множество внутренних структур, своих партий, противостоящих друг другу. Таким образом, можно говорить о вложенных обоймах. И если попасть в общую обойму, но там выбрать неправильную вложенную обойму, иногда можно уйти совсем не в ту сторону, в которую, казалось бы, обойма должна приводить.
Из обоймы можно выпасть. Для этого нужно перестать заниматься тем, чем ты занимался, оборвать все контакты и прождать какое-то время, чтобы о тебе забыли. Как правило, при необходимости, можно восстановить былые связи и вернуться в обойму (возможно, не на прежний уровень, а несколько ниже). А иногда бывают обоймы, из которых подобный выход буквально запрещен; единственная причина, по которой можно ее покинуть – смерть; прочие попытки выйти из обоймы будут жестоко караться (возможно, даже убийством). Обойма – это болото, которое в себя затягивает быстро и нередко безвозвратно.
Из обоймы фактически не могут выгнать, по крайней мере того, кто достиг какого-то уровня. Выгнать можно только из вложенной обоймы, но после этого человек может перейти к конкурентам в другую вложенную обойму. Даже если отношения с конкурирующей вложенной обоймой были плохими, новые люди нужны всегда, и бывшего конкурента могут принять по принципу «Какой ни есть, а он за нас». Случаи полного изгнания из обоймы самого верхнего уровня крайне редки. Как правило, в таких случаях, человек, скорее, уходит из обоймы сам.
Попасть в обойму – счастье и прямой путь к успеху (в его понимании этой обоймой). Не попасть в обойму – не иметь выхода за определенные пределы. Чего-то можно достичь и без обоймы, но потом человек упирается в стеклянный потолок.
Попадание в обойму – не столько результат конкуренции, сколько стечения обстоятельств. В некоторые обоймы берут буквально всех и без отбора. В другие обоймы существует довольно жесткий отбор; как правило, на отборе отсеивают людей, качества которых не подходят для обоймы. Бывают обоймы, в которых есть жесткий возрастной ценз принятия – не берут либо до, либо после определенного возраста; такое может быть в спортивных командах. В некоторые обоймы нельзя прийти и самостоятельно попроситься; в них берут только по приглашению действующего члена обоймы; именно так принимают в мафию. Но полезность обоймы для человека не зависит от сложности попадания в нее; бывают обоймы, в которые трудно попасть, а продвинуться вообще нет шансов; так бывает в сектах.
Еще обойма может подходить, а может не подходить человеку. В подходящей обойме человек достигает многого и быстро, получая при этом колоссальное удовольствие. В не подходящей обойме человек достигает меньшего, за гораздо большее время и практически без удовольствия, а иногда и с отвращением к тому, что он делает. Но все равно в не подходящей обойме человек достигнет большего, чем другой человек, не участвующий в этой обойме, сколько бы этот другой ни старался. То есть обойма в любом случае тянет человека в свою сторону, даже если она ему не подходит.
Попадать в обойму лучше всего, конечно же, в самом начале жизненного пути, и чем раньше – тем лучше. Для многих обойм важна выслуга лет, и чем раньше ты начал служить – тем дальше ты пойдешь. И даже если у обоймы есть возрастной ценз, до которого в обойму не принимают, готовиться к вступлению в нее можно и нужно заранее.
В отношении попадания в обойму очень важна роль школы. Она должна показывать человеку мир во всем его многообразии, чтобы человек смог найти наиболее оптимальную для него обойму, попасть в нее и пойти раскручиваться по жизни. Поступление после школы в правильный, подходящий человеку университет – это очень важный шаг на пути в правильную, подходящую человеку обойму. А для этого необходимо, чтобы человек изучал сам себя, чтобы он понял, в какие обоймы ему нужно стремиться, а какие ему следует обходить стороной.
Нет раз и навсегда устоявшегося списка обойм. Одни обоймы, еще недавно очень успешные, внезапно исчезают, оставляя своих участников не у дел. Другие обоймы совершенно неожиданно возникают, принося своим участникам колоссальные успехи.
Обойма – это еще и та призма, через которую человек видит окружающий его мир. Обойма очень быстро и сильно влияет на систему ценностей человека, который не столько вынужденно, сколько молчаливо-добровольно согласует ее с тем, что требует его обойма. Обойма настраивает человека на определенное мышление и поведение, и именно они ведут к успеху, в его понимании этой обоймой. А другие мышление и поведение к успеху в этой области никогда не приведут, как бы человек ни был талантлив и с какой бы самоотдачей он не вкладывался в свое дело.