“Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!” (Пс. 132:1). Люди, в которых есть “благоволение” (см. Лк. 2:14), не сварливы. Они “соревнуются” (2 Тим. 2:5; Восстановительный Перевод; греч. атлео), как в атлетическом состязании, но не конфликтуют и не “входят в столкновение” (2 Тим. 2:24; Славянское Евангельское Общество; греч. махомай); они не любят спорить. Дух конфликта так омерзителен, а единство так приятно, что некоторые стараются убрать на пути к единству все барьеры, создаваемые учением.
НЕ НАДО УЧЕНИЯ?
Единственной доктриной в некоторых религиях и философиях является та, что никакое учение вообще не имеет значения. Под одним большим зонтиком они позволяют мирно уживаться монотеизму, политеизму и атеизму. Согласно подобной философии, буддизм считается таким же обоснованным, как и ислам, который ставится наравне с новозаветным христианством. Приверженцы таких философий заявляют, что тот, кто считает христианство единственной истинной религией, отмечен клеймом нетерпимого фанатика.
ТОЛЬКО БОЖЕСТВЕННОСТЬ ИИСУСА?
И все же есть люди, которые считают, что религия Иисуса — единственная в своем роде, что ни один человек не приходит к Отцу, кроме как через Него (Ин. 14:6). Это уже отдельный зонтик, но под ним также могут укрыться много разных доктрин, если только они содержат то или иное учение о божественности Христа. Некоторые из тех, кто верит в Библию, говорят: “Как только человек признает Иисуса Господом, он мой брат, и наше общение реально”. Нетерпимость такие люди проявляют лишь к тем, кто говорит, что есть учение, помимо божественности Христа, которое имеет исключительную важность.
ЗАБЛУЖДАЮЩИЕСЯ ПРОПОВЕДНИКИ?
Желание жить в дружбе с некоторыми проповедниками, которые придерживаются ошибочного учения, приводит к неверному употреблению Mк. 9:38-40: «При этом Иоанн сказал: “Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами”. Иисус сказал: “Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас...”»
Правильно ли во имя драгоценного единства делать из этого отрывка вывод, что следует одобрять пасторов разных конфессий и заблуждающихся проповедников? То, что Иоанн лично не знал того заклинателя из Mк. 9, еще не означает, что он был лжеучителем. Ведь Иисус оправдал этого человека, а мы знаем, что лжеучителя Он бы не оправдал (см. Мф. 7:15-23). Ведь человек действительно изгонял бесов именем Иисуса — а этого не мог делать никакой шарлатан (см. Деян. 19:13-16). Говорить, что Иисус в этом случае одобрил конфессиональных пасторов и заблуждающихся проповедников, значит выхолащивать многие другие стихи: Мф. 15:13, 14; Ин. 8:32; Рим. 16:17; 1 Фес. 5:21, 22; Гал. 1:6-9; Еф. 4:1-7; 2 Пет. 2:1, 2; 1 Ин. 4:1; 2 Ин. 9-11; 2 Тим. 4:1-5.
УЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ
Что необходимо еще какое-то учение, помимо учения о божественности Иисуса, явствует из Ин. 12:48: “Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день”. Слово, которое говорил Иисус, включает и власть связывать и разрешать, переданную апостолам (Мф. 18:18). Принимать апостола значило принимать Христа и Его Отца (Мф. 10:40). Отвергать апостола значило отвергать Христа и Его отца (Лук. 10:16). Первые христиане держались не только божественности Христа, но также и учения апостолов (Деян. 2:36, 42).
Верность Христу и единство во Христе влечет за собой нечто большее, чем просто сказать: “Иисус — Господь”. Сам Иисус говорил: “Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что говорю?” (Лк. 6:46). В Мф. 19:28 Он сказал, что Его двенадцать апостолов будут сидеть на двенадцати престолах весь период церкви (от дня Пятидесятницы 30 г. до скончания века). Кроме того, Он обещал быть с ними — не просто до конца их жизни, но также до скончания века (Мф. 28:20). Всякое учение, в котором они наставляли, есть истина, и всякое учение, в котором они не наставляли, есть заблуждение (1 Ин. 4:6). Поэтому если кто вводит компромиссы в отношении апостольского учения о плане спасения, о церкви, об имени, о способе поклонения или о стиле жизни, о таком нельзя сказать, что он верен Христу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все, чему учит Новый Завет, является важной частью истинного ученичества. Угодное Богу единство во Христе, таким образом, основывается не на том, насколько кто-то стремится к единству, не на том, как сильно он любит всех людей, а на двадцати семи священных книгах Нового Завета.