Найти тему
Юлия Вельбой

О тактичности

Раз в три недели у мужа на работе собирались конференции по педагогическому мастерству, по-украински «педмайстернисть». На одном из собраний одна припАдша, иначе ее назвать не могу, делилась своими открытиями в области педагогики. Доклад ее назывался «О тактичности между преподавателем и студентом».

Основная мысль доклада – надо быть тактичным, нельзя унижать достоинство студента, оскорблять его, давить. (Дама решила выступить капитаном очевидность или на втором десятке педагогического стажа вдруг открыла для себя эту истину?) Я приведу примеры – практические примеры из ее опыта, которые она сама без всякой утайки поведала коллегам.

Пример 1. Когда студент не хочет выполнять какое-либо требование преподавателя, огрызается и дерзит, ни в коем случае нельзя отвечать ему тем же (да ну?). Нельзя повышать голос, говорить в приказном тоне, а нужно ласково, ключевое слово здесь – ласково – сказать: «Ах ты собака, быстро сделал/выполнил/написал/принес». Вот эта ласковость тона здесь принципиальна. А вместо «собаки» можно подставить любое другое ругательство.

Пример 2. Если студент отказывается выполнять просьбу, не связанную с процессом обучения (как-то: передвинуть мебель, принести стулья, повесить шторки, починить что-либо и т.д.) - не настаивать, не давить. Следует мотивировать его такой фразой: «Ты мужик или нет?!»

Вы еще помните, что доклад назывался «О тактичности»?

Я не знаю, как выглядит эта дама, насколько она пленительна для юноши, но вот пример 3.

Когда ученик отказывается идти на ее консультацию (посещение консультаций, надо заметить, дело добровольное), она говорит ему, заглядывая в глаза: «Приглашаю тебя на свидание...»

И наконец, пример 4-й. Я напоминаю, все это из ее личного опыта - то, что было проделано ею самой, и то, чем она гордится как своими достижениями в педагогике. Итак.. если студент сидит на лекции и не слушает, а тайком под партой переписывается в телефоне, нужно спросить у него: «Что ты там теребенькаешь у себя в штанах»?

Вы можете не поверить, но в этом месте коллеги устроили ей овацию. Самые активные (они же всегда и самые патриотичные) кричали с мест по-украински: «Дуже добре!», «Чудово!», - подбадривая эту выжившую из ума тётку продолжать свои пошлости.

Что с ними происходит? Доклад читался на украинском языке, как того требует закон. Может, слушатели побоялись, что если не выскажут должного одобрения, их возьмут на заметку? Это только мое предположение. Просто пытаюсь понять, что может заставить одобрять подобное. И они ведь не только одобряют, они - перенимают на практике.

Нет, отдельные дуры были всегда. Которые вот такое детям говорили, и еще похуже. Но теперь это принимают в качестве креативного подхода на уровне учебного заведения, вполне серьезно обсуждают на собраниях, пишут об этом доклады! Т.е. происходит обыдлячивание образовательной системы в целом.

Как вы считаете, допустимы ли вообще двусмысленные намеки от преподавателя ученику? А оскорбительные слова в игривой форме? Я наивно полагала, что всё это элементы не совсем здоровых, и даже где-то не совсем законных взаимоотношений.

Я представила, если какая-нибудь девочка на лекции у мужа будет играться с телефоном, то он.. что он должен будет ей сказать? «Что ты там теребенькаешь...»? А потом, приглашая ее на консультацию: «Приходи сегодня на свидание..» А если это будет мальчик???