Мифы, стереотипы, заблуждения существуют в массах – это факт. Их регулярно развенчивают, но от этого они не исчезают полностью, а живут дальше, питая людей, не охваченных разоблачениями или не поверивших им.
Собрать мифы о балете – своей любимой теме – оказалось не так уж просто. Я же крепкий любитель, можно сказать, «теоретический профессионал». Для меня мифов есть минимум, да и можно ли это назвать мифами? Скорее, своими ошибками, исходящими от недочитанности информации, которую вполне могла бы прочесть. Балетные мифы следует искать не в своей современной голове, а вспоминая себя в прошлом, а также в широких народных массах (опросе знакомых между делом) и в информационной продукции для них. И кое-что нашлось.
Миф 1. Балерины вечно сидят на диетах
Множество интервью современных артисток балета это опровергает. Да, диета понадобится может: отдельным ученицам в хореографическом училище в переходном возрасте, и взрослым артисткам после рождения ребенка. В повседневной же жизни диета не требуется: с огромными физическими нагрузками сгорает всё. Каждая балерина при этом обычно знает свое конкретное ноу-хау что ей лучше не есть, но это не назовешь диетой, скорее, небольшими ограничениями. Да и в связи с их режимом дня в театре, питание у них самое что ни на есть диетическое по приемам пищи: несколько раз в день, но понемногу.
Миф 2. Балерины танцуют на пальцах
Это не так. «Пальцы» и «на пальцах» – балетный жаргон, не отражающий впрямую суть происходящего. Артистки балета танцуют sur les pointes des pieds (фр.) – на кончиках (остриях) стоп, причем они бы этого не смогли без специализированной обуви, называемой пуантами. Гениальная конструкция пуантов позволяет устойчиво стоять, передвигаться и вращаться на острие стопы благодаря их твердой коробочке (стакану) с пятаком, жесткой стельке, а также высокому и натренированному подъему стопы. Пальцы мало у дел. Да, кое-какая нагрузка на них есть, особенно на большой, но – они надежно защищены жестким «стаканом», а нагрузку принимает на себя подъем.
Миф 3. «Щелкунчик» – классический балет.
Под Новый год афиши начинают пестреть: посмотрите классический русский балет «Щелкунчик» и т. д. и т. п. Тоже – все не так. Правильней сказать: «Щелкунчик» – это балет с классической музыкой Петра Ильича Чайковского. Специально написанной как балетная. Это его третий, последний и самый зрелый балет. А классическим балетом считается спектакль, переживший очень много лет (часто с XIX века) и сохранивший (с минимальными изменениями) свою хореографию. Балетный стиль XIX века и назвали классическим. Балет «Щелкунчик» по этому определению классикой быть не может, т. к. его первая постановка 1892 г. (Льва Иванова) не сохранилась. Многие последующие «Щелкунчики» ставились в классическом стиле, это верно. В России очень распространена постановка Василия Вайнонена (1934). В гораздо меньшем количестве театров идет замечательный «Щелкунчик» Юрия Григоровича (с 1966 г.). Да, Юрий Николаевич, пожалуй, классик еще при жизни… но точны ли критерии?
Но многочисленные гастрольные «Щелкунчики» различных трупп точно не классика!
Но не все так очевидно в вопросе что называть классикой в балете. За примером - недалеко: в ныне идущем на «Культуре» проекте «Большой балет» при заданной теме «классика» что только не танцевали… Это, конечно, не аргумент, но повод задуматься. Музыка классическая – балет не классический (Чайковский). Балет классический (допустим, "Баядерка") – но какой Людвиг Минкус классик музыки? Его ни за что им не признают при всей мелодичности его балетов. А какую замечательную музыку писал для балетов классик ХХ века Дмитрий Шостакович, но как не везло ему с балетами при жизни, да и – найдены ли до сих пор оптимальные решения его балетных партитур? Тут Сергею Сергеевичу (Прокофьеву) повезло несколько побольше, особенно с «Ромео и Джульеттой». В общем, с этой классикой тянет меня уже на рассуждения, перетекающие в другую статью.
Спасибо за внимание!
Написано в рамках челленджа Яндекс-дзена «Развеиваем мифы»