- «Меня коробит, мне сложно принять любящего, прощающего, доброго, заботливого Бога ― таким я Его вижу ― и параллельно Бога, который судит и отправляет людей в ад. Меня это пугает, и я не могу общаться с таким Богом. Я не могу поверить в то, что Христос может отправить хоть кого-то в ад навечно. Или Христос любящий и прощающий, или это циничный судья. Как лично Вы принимаете, что Бог вроде как любит, но в ад отправляет неугодных?»
Люди делятся на две категории: тех, которые Богу говорят: «Да будет воля Твоя!», и на тех, кому так говорит Бог. Что такое ад? Ад ― это место без Бога. Поверьте, найдутся люди, которые не захотят быть с Богом, потому что Бог есть источник Света, духовной чистоты, святости. Приближение к этому Свету высвечивает в такой душе многое чего нехорошего. Некоторым захочется спрятаться в какой-нибудь тени, чтобы быть подальше от источника Света. Есть такие люди, которые сами не захотят в рай, им Господь скажет: «Да будет воля твоя! Если ты не хочешь в рай, что делать?» Значит, они будут там, где нет Бога, а это место и называется адом.
Вы пишете: «или Христос любящий и прощающий, или это циничный судья». Вы или ― или ставите. Ничего подобного! Все гораздо многограннее! Некоторые люди сами не захотят в рай, не захотят быть в Царстве Божьем. Может, потому что им невыносимо быть с Богом, в раю им еще хуже. Для них быть в раю ― наказание, они сами захотят уйти в ад. Чем ближе к Богу, тем сильнее совесть будет обличать. Либо это люди, которые озлобились до такой степени, что будут говорить: «У вас тут всё неправда, лицемерие, обман, пошлость. Я лучше в гордом одиночестве останусь, мне всего этого не надо».
В притче о страшном суде Господь говорит о том, что отделит овец от козлов и скажет овцам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). А этим скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Если вам там будет лучше: «Да будет воля ваша!»
На эту тему я Вам рекомендую почитать книгу «Расторжение брака»
Льюиса. Пусть вас не смущает название книги. Там нет слова о бракоразводном процессе, о семье, о взаимоотношении мужчины и женщины. Там разбирается именно этот вопрос, а название такое автор дал. Вполне православный взгляд на то, что будет происходить там, в нашей загробной жизни.
Теперь поговорим о преамбуле вашего письма.
- «Я в течение трех лет пытаюсь строить взаимоотношения с Богом. Все началось с того, что у меня были серьезные проблемы с алкоголем, я превратил свою жизнь в сплошной хаос: потеря бизнеса, квартиры, полная моральная и духовная деградация, алкоголизм. С этими проблемами я попал в сообщество анонимных алкоголиков, где протрезвел и впустил Бога в свою жизнь».
Когда я дошел до этого места, подумал: точно протестант, ― чеканные формулировки, протестантские. В них ничего плохого нет, но мы, православные, такие формулировки не употребляем.
- «Многое было мною сделано, и жизнь моя восстановилась и изменилась. Я уже больше трех лет трезвый. На третьем или четвертом месяце трезвости я пришел в баптистскую Церковь и стал ее членом, принял крещение, хотя был крещен в детстве, и был в этой Церкви около двух лет. Параллельно являлся членом клуба анонимных алкоголиков. Но ушел из баптистской Церкви, потому что после проповеди я чувствовал огромную вину, и у меня были ужасные панические атаки из-за того, что Бог меня отправит в ад. Я смотрел на христиан, в смысле, на других баптистов, и видел, что я отличаюсь от них. Я не хочу евангелизировать, я мало изучаю Библию, хотя считаю, что знаю ее неплохо. Мне все казалось каким-то ванильным, каким-то странным. Я не вписывался в то, что там предлагалось. Думал, дело в Церкви. Поменял, но ничего не изменилось. Я ушел. Сейчас я посещаю православный храм, но редко. Может, один раз в месяц».
Вот такой жизненный зигзаг: был православным, но через проблемы, жизненные трудности каким-то образом пришел к баптистам. Не получилось, ушел оттуда и, вроде, опять в православие пытается вернуться, но завис.
То, что Вам казалось ванильным, странным ― мне тоже таким кажется. Сталкиваюсь с протестантами, не могу избавиться от ощущения какого-то примитивизма. Такое чувство, что они не человека хотят приподнять до уровня духовности, а духовность опустили до уровня душевности, слезливости, сопливости: взялись за руки, Христу песенки попели и этим удовлетворились. Какая-то несерьезность, детский сад! Так что у Вас это чувство вполне нормальное.
Вот они зациклились на изучении Библии. Я не против Библии. Священное Писание ― это очень хорошо. Но они говорят: «Бог нам оставил Библию, чтобы мы ее изучали». Мы, православные, говорим: «Нет! Христос оставил нам Себя!». «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И можно сказать, что мы познаем не Библию, мы познаем Христа, а они только Библию штудируют с утра до ночи. Само по себе это, конечно, неплохо, но не до такой же степени!
У меня на канале есть несколько видео, которые я мог бы порекомендовать по этой теме. Это мои комментарии по проведению проповедей протестантских пастырей: «Поп против пастыря» и «Поп против пастыря – 2». Там я вступаю с ними в заочную дискуссию, разбираю и комментирую их проповедь. И еще у меня есть видео: «Отношение к другим религиям» ― кажется, так называется. Я в нем говорю, что и вне православной Церкви, даже в иных нехристианских религиях действует какая-то Божественная Благодать. И, очевидно, пока Вы были в баптистской церкви, вот эта Божественная Благодать Вас каким-то образом поддерживала, давала Вам силы, возможность выкарабкаться из Ваших житейских трудностей и проблем. Но тем не менее звоночек звенел постоянно: «Дружок, что-то здесь не так. Надо что-то с этим делать, что-то менять. Ищи, ищи, ищи»! Это была призывающая Благодать Божья, и Вы всё это время чувствовали Ее действие. Желаю Вам помощи Божьей и найти то, к чему Вас Господь призывал.