Найти в Дзене
Судострой

"Раптор" против "БК-16". Близнецы с формально разными задачами

Оглавление
Катер проекта "Раптор" во время динамического показа / Фото: Судострой
Катер проекта "Раптор" во время динамического показа / Фото: Судострой

Российский ВМФ пополняется новыми боевыми катерами. Так, только Балтийский флот получил в свой состав в минувшем месяце две новых единицы. Причём, разных проектов.

14 ноября Андреевский флаг был поднят на катере проекта 03160 типа "Раптор". Спустя десять дней в состав флота был принят катер проекта 02510 типа "БК-16".

Внешне и по основным характеристикам катера очень похожи, однако формально у них разное назначение. Блог "Судострой" предлагает читателям сравнить между собой оба проекта, а также вспомнить их предшественника.

"Раптор"

Патрульный катер проекта 03160 типа "Раптор" разработан конструкторами Ленинградского судостроительного завода "Пелла". Строительство катеров ведётся мощностях предприятия в городе Отрадное. В ноябре корабелы "Пеллы" сдали уже свой семнадцатый по счёту "Раптор".

Модель катера "Раптор" / Фото: Судострой
Модель катера "Раптор" / Фото: Судострой

По данным производителя, катер проекта 03160 может использоваться для решения таких задач, как доставка персонала, дежурство в назначенных районах, перехват и задержание малых целей, участие в спасении людей в районах дежурства.

Катер предназначен для плавания в прибрежных зонах морей, проливах, устьях рек с удалением до 100 миль от пункта базирования. Среди "фишек" катера "Раптор" можно выделить скорость (до 50 узлов), бронезащиту, а также дистанционно управляемый комплекс с гиростабилизированным оптико-электронным модулем калибра 14,5 мм.

Примечательно, что катер "Раптор" настолько полюбился военным, видимо, из-за своих скоростных характеристик, что его используют и в представительских целях. Белоснежные красавцы "Рапторы" с номерами 001 и 002 регулярно перемещают первых лиц во время военно-морских парадов.

"БК-16"

Транспортно-десантные катера проекта 02510 "БК-16" создаются на Рыбинской верфи (входит в Концерн "Калашников"). Проект разработан собственным конструкторским отделом верфи. Ранее такие катера строились главным образом по заказу Росгвардии. Теперь в списке получателей числится и ВМФ.

Модель катера "БК-16" / Фото: Судострой
Модель катера "БК-16" / Фото: Судострой

Катер "БК-16" предназначен для перевозки личного состава и лёгких грузов, высадки десанта и огневой поддержки десанта, участия в операциях против диверсантов, пиратов и террористов, а также в спасательных операциях. Катер разработан для работы в морских прибрежных зонах, устьях рек и на озёрах.

"БК-16" также может похвастаться дистанционно-управляемым боевым модулем с бронезащитой и гиростабилизацией по двум осям. Заявленная максимальная скорость здесь немного ниже – 45 узлов. Что, впрочем, не так уж и мало.

Конструкторы "БК-16" считают его универсальной платформой, на которой можно создавать разные модификации, включая, командный, медицинский, водолазный и прочие катера.

Катер "БК-16" / Фото: Судострой
Катер "БК-16" / Фото: Судострой

В обоих российских катерах используются водомётные движители. Дизельные двигатели поставляются из-за рубежа. В случае "Раптора" это Caterpillar, у "БК-16" – Seatek.

Если сравнивать основные характеристики двух отечественных проектов, то они во многом очень схожи. Причём, оба российских катера не сильно далеко ушли от своего прототипа – шведского проекта CombatBoat 90 от компании Dockstavarvet. В различных модификациях эти катера выпускаются уже почти 30 лет.

Катер CombatBoat 90 / Фото: Arco Ardon | Wikimedia
Катер CombatBoat 90 / Фото: Arco Ardon | Wikimedia

В таблице ниже приведены некоторые ключевые параметры трёх боевых катеров на основе открытых данных производителей.

Основные характеристики катеров CB90, "Раптор" и "БК-16"
Основные характеристики катеров CB90, "Раптор" и "БК-16"

Как видно, шведский катер имеет наименьшие размерения. Это позволяет использовать менее мощные #двигатели, не сильно проигрывая в максимальной скорости.

Впрочем, всё зависит от поставленных задач. У каждого катера есть свои плюсы и минусы. К тому же выявить их в полной мере можно только во время эксплуатации. О том, какой отечественный вариант окажется предпочтительнее, можно будет судить по дальнейшим заказам.