Найти тему
Беерот Ицхак

Чего боялся Яаков?

Когда родился Йосеф, который имел силу побороть Эйсава, Яаков, полагаясь на Творца, был готов немедленно вернуться в Эрец Исраэль. Возвращаясь в Эрец Исраэль, Яаков посылает посланников с дарами Эйсаву. В Мидраш Раба (в самом начале) приводится несколько точек зрения мудрецов (и так же – в святой книге «Зоар») с осуждением нашего праотца Яакова. На языке наших мудрецов эта претензия звучит, буквально, как «потащить собаку за уши». Эйсав спокойно шел своей дорогой и никого не трогал, зачем надо было посылать к нему посланников и напоминать о каких-то давних неразрешенных конфликтах?

Говорится, что Ривка послала Двору, чтобы сообщить Яакову о том, что можно вернуться. Всевышний обещал Яакову изгнание, но обещал также и то, что будет построен Храм; так почему же Всевышний Сам не сообщает Яакову о том, что можно вернуться? Тут есть один из важнейших жизненных вопросов: где граница того, где заканчивается битахон – безусловное упование на Всевышнего, и начинается иштадлут – наши личные попытки спастись от опасности, заработать денег, принять важное решение? В этом вопросе – также претензия наших мудрецов к Яакову: не нужно было посылать посланников к Эйсаву! Нужно было полностью полагаться на Всевышнего, и не делать ничего, пока Эйсав сам бы не пошел к нему навстречу.

Сказал пророк Хавакук: «Праведник верой своей будет жить». У этого стиха есть несколько пониманий. Простое понимание – слово «хаим» означает «жизнь вечную», и, согласно этому объяснению, праведник благодаря своей вере удостоится Будущего мира.

Второе объяснение вытекает из первого, дополняя его: благодаря своей вере праведник удостоится не только вечной жизни в Будущем мире, но и будет жить в нашем мире. Поскольку вера связывает верующего с Творцом, а Он – источник жизни, то праведник удостоится жизни во всех смыслах.

Есть и третье понимание. О фразе «цадик беэмунато ихье» говорит Талмуд в трактате Макот, что Хавакук поставил все 613 заповедей на одну основу: «Цадик верой своей будет жить». Это ни в коем случае не отменяет исполнение всех заповедей! Но основой жизни по Торе должна стать вера праведника – глубокая и абсолютная. Жизнь праведника – следствие его веры. Вера – источник жизни, а жизнь по вере – это основа Торы. Жизнь по вере – это мидат а-битахон, уверенность в Творце (Виленский Гаон). Хазон Иш в книге «Эмуна у-Битахон» пишет о том, что вера – это теория, Тора, а битахон – это практика, то, как человек живет в своей повседневной жизни. В этом видится смысл слов Хавакука: праведник будет жить своей верой – в своей повседневной жизни он будет руководствоваться верой в Творца и Торой.

Тут мы сталкиваемся с очень непонятным моментом. Наши мудрецы высказывают свою претензию Яакову, «избраннейшему из праотцев», в том, что у него недостаточно развит мидат а-битахон! Сказано также: «и убоялся Яаков очень сильно». Чего он боялся? За свою жизнь? А как же безграничная вера во Всевышнего, который его охраняет? Объясняют наши мудрецы, что люди предыдущих поколений, несмотря на обещание жизни вечной, очень и очень ценили земную жизнь: таких возможностей влиять на миры, таких возможностей исправления, как в нашей жизни, ни в какой другой жизни не может представиться! Яакову было чего и за что бояться – у него была совершенно бесценная жизнь! Однако какие были основания у Яакова бояться – ведь Всевышний обещал, что он вернется домой! В трактате Брахот Талмуд отвечает на этот вопрос: грех, пусть даже непреднамеренный, может привести к тому, что обещание не исполнится!

Всевышний обещает хранить и заботиться, но при одном «условии»: если человек отходит от Его воли, то и Его обещание теряет свою силу! Величайший праведник Яаков боялся, не нарушил ли он ненароком, не дай Б-г, волю Всевышнего, даже в самой малости, и не потерял ли он из-за этого охрану Творца!

У нас сейчас нет ни малейшего представления о том, на что была похожа боязнь Яакова, что он что-то нарушил. Для того, чтобы понять это, нам следует открыть книгу «Месилат Йешарим» («Путь праведных»), и почитать в конце книги главы об уровне, который называется «Ират хет» (боязнь греха). Прочитав это, мы лишь немного поймем уровень трепета, о котором идет речь в истории с нашим праотцем Яаковом...

читать дальше