Найти тему
Hard Rock

LED ZEPPELIN. Источники вдохновения, ч.1.

vk.com/hardrock_hmr

  • После изучения источников вдохновения для DEEP PURPLE обратим взоры на другую легенду — великих LED ZEPPELIN. Кем вдохновлялись и кого копировали лондонские блюзовые хардовики, вспомним в этой статье. И даже если по ходу дела произнести это опасное слово "плагиат", эпитет "великие" в отношении группы — ничуть не пустое слово и не жалкая попытка смягчить гнев фанатов. LED ZEPPELIN великие, как велики были и остаются DEEP PURPLE, QUEEN, THE BEATLES в конце концов, и в этом нет ни малейшего сомнения. Но, как говорил классик, "все мы люди, все мы человеки", и ничто человеческое никому не чуждо. В том числе и циничные заимствования чужого без разрешения и уведомления. Но, как несомненно величие группы, так же очевидно, что варианты LED ZEPPELIN становились совершенно отдельными произведениями, в большинстве случаев на порядок мощнее, профессиональнее и интереснее.

Заимствований у группы было немало. Нынче вспомним первый из таковых случаев.

Babe I'm Gonna Leave You (Led Zeppelin, 1969)

Признаться, долгое время и не подозревал, что это кавер песни, долгое время считавшейся народной. С самого рождения этот альбом звучал на бобине, потом на кассете, а официальный релиз с конвертом, на котором вся информация, — супрафоновское переиздание 1982 года, — появился на руках лишь где-то в начале 90-х. Но к тому времени уже было известно о версии ДЖОАН БАЭЗ. Правда, в её исполнении песню признать было сложно.

А дело в том, что оригинал песни был написан в конце 50-х, и он настолько отличается от пронзительной баллады "Цеппелинов", что сравнивать оба варианта практически невозможно. Автор её, малоизвестная фолк-певица АННИ БРЕДОН написала совершенно другую мелодию, и песня несла совершенно другую атмосферу. ДЖИММИ ПЕЙДЖ слышал её в исполнении БАЭЗ и постоянно играл во время своей работы сессионного гитариста в середине 60-х, пока ещё не существовало THE YARDBIRDS. Пытался даже продвигать в массы, но пока безуспешно. И именно эта песня стала первой, которую ПЕЙДЖ сыграл РОБЕРТУ ПЛАНТУ во время их знакомства. ПЛАНТ внёс кое-какие коррективы в аранжировку и текст, и оказалось, что они создали, по сути, новое произведение.

  • Две самые ранние версии: оригинал в исполнении АННИ БРЕДОН 1959 года и вариант ДЖАНЕТ СМИТ 1960-го.
  • Версия ДЖОАН БАЭЗ считается одной из лучших.

Впрочем, без скандала не обошлось. На раннем издании альбома ДЖОАН БАЭЗ In Concert 1962 года песня была подписана как народная, поэтому и "Цеппелины" её обозначили её также. До определённого момента ПЕЙДЖ и понятия не имел, что эта песня авторская и не такая уж старая. В те годы с информацией было гораздо сложнее, чем сейчас, и очень многие песни на некий срок или навсегда теряли авторство, становясь по-настоящему народными. Лишь в 1980 году АННИ узнала о том, что какие-то британцы спели её песню, и подала в суд. Дело уладили миром, и теперь авторство обозначено общее — БРЕДОН, ПЛАНТА и ПЕЙДЖА. Заодно и ДЖОАН подкорректировала информацию на переизданиях своих пластинок. АННИ скончалась в 2019 году, и, думается, авторские отчисления неплохо скрасили ей старость.

Концертный менеджер LZ Ричард Коул говорил, что основной гитарный проигрыш придумал ПЛАНТ, но ПЕЙДЖ это отрицал. Он вспоминал, что очень часто играл песню, сидя в темноте, так она и выкристаллизовалась.

Впоследствии песню не раз переигрывали различные группы и певцы с певицами, но всякий раз в варианте LED ZEPPELIN. В оригинальной версии — разве что какой-нибудь бард, знаток старого американского фолка. Не будем сейчас останавливаться на многочисленных версиях, а отметим версию, как ни странно, P!NK. Хотя почему как ни странно? Вполне логично, что эта чувиха с лужёной глоткой, которую многие адепты настоящей музыки, "живого и святого рок-н-ролла", относят к фу-попсе, способна сделать блюз в лучших традициях, и сделать его хорошо. В конце концов, ее формат базируется на тех же самых традициях, в которых черпали вдохновение и LED ZEPPELIN. И пусть её собственное творчество весьма на любителя — лично не отметил ни одного трека, который бы заинтересовал и зацепил, — но вокальные навыки игнорировать нельзя. Голос у P!NK отличный. Она давно уже расписалась в любви к классическому року и блюзу и доказала, что вполне умеет петь и ДЖЕНИС, и "Цеппелинов". Гитарист её группы, конечно, далеко не ДЖИММИ ПЕЙДЖ, но вполне недурно владеет гитарой, и соло в финале сыграл достойно.

Многие хвалят и МАЙЛИ САЙРУС. Возможно, возможно... Энергично, эмоционально спела. Но, по-моему, просто переигрывание стандартов. Всё-таки лучше LED ZEPPELIN эту песню так никто никогда и не сыграл. Да и возможно ли это?