Группа молодых людей, называющих себя «Архитекторы будущего», весной нынешнего года привезла в Казахстан из Канады груз семян различных сельхозкультур и пообещала с их помощью обеспечить стремительный рост производства сельхозпродукции. Обещания строились вокруг уверенности, что если используемые сейчас в стране семена дают среднюю урожайность 12 - 13 ц/га, то заморские покажут в 3 – 4 раза больше.
Итак, сегодня последний день осени, и мы предлагаем пересчитать цыплят.
Урожай – в закромах
Участниками опытов в Северо-Казахстанской области стало «Тайынша-Астык» (Анатолий Рафальский), в Акмолинской - «Акмола Феникс» (Максим Божко) и агрофирма «Родина» (Иван Сауэр). Предполагался также сев в Карагандинской области на полях ТОО «Найдоровское» (Павел Лущак), но в итоге - не срослось.
Узнать подробности о ходе широко разрекламированного проекта мы пытались еще летом. Однако, его участники хранили молчание – вполне разумное, кстати. Как ни странно, «прокололся» в этом отношении только наиболее опытный человек – Иван Сауэр. Еще до жатвы его угораздило на камеру сказать о так называемой «видовой» урожайности на уровне 35 ц/га. О чем он, наверняка, уже не раз пожалел, на своем примере убедившись в мудрости поговорки, которая в ходу у крестьян: «Хлеб не тот, что в полях, а тот, что в закромах».
Читать по теме: Озимые помогут преодолеть климатический негатив
То есть, «видовую» урожайность можно обозначить, какую угодно – но только бункер комбайна покажет, что же в итоге уродилось на поле. А визуально обмануться можно очень сильно, поскольку пшеница разных сортов отличается и по виду колоса, и по крупности семян, и даже по весу каждого из них - так называемой «натуре».
Так, что же оказалось в закромах?
Да, максимальный результат эксперимента с канадскими семенами был получен именно в «Родине». Но не 35 ц/га, а чуть больше 20. То есть, на уровне средней урожайности хозяйства. Ничем особенным канадские семена себя в сравнении с казахстанскими или российскими не проявили.
В других хозяйствах результаты еще ниже.
- Со слов их сотрудников, которые к нам ездили, наш результат из трех хозяйств самый высокий, - рассказал Иван Сауэр. - Это нам сказали сами их ребята. Не знаю, почему у других слабее результаты, ведь в СКО земли лучше. Может, поля неправильно выбрали, может еще что-то. Получается, что намолоченные у нас 20,4 ц/га – самый высокий показатель.
Так вот, что касается полных результатов использования канадских семян в агрофирме «Родина»: мягкая пшеница была представлена двумя сортами, один дал урожай 20,2 ц/га, второй 20,4. Твердая пшеница дала 17,9 ц/га. Урожайность сои составила 9,8 ц/га.
«Архитекторы» в поле
Подробностями реализации проекта с нами поделился Канат Адильбеков, главный агроном агрофирмы «Родина». По его словам, под эксперимент «архитекторам» было выделено паровое поле площадью 500 га. Хозяйство заключило договор, согласно которому обязалось предоставить землю, технику и людей для ее обслуживания. Все остальное брала на себя вторая сторона. Агрономию курировала приглашенный специалист - Нина Шестакова, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент столичного КазАТУ им. С. Сейфуллина. Она определяла норму высева, сроки проведения всех мероприятий, технологию возделывания.
- Они когда только начинали свой эксперимент, обозначили потенциальный урожай пшеницы в 35 - 40 ц/га. Мол, это продвинутая технология, перспективные сорта и тому подобное. Мне сказали: «Мы вас научим!» Я отметил – только рад буду, если мне покажут что-то новое и полезное, - вспомнил Канат Адильбеков.
Канадские семена привезли в биг-бэгах. Экспериментальное поля в 500 га механизаторы «Родины» засели 23 - 24 мая. Так что, попали в оптимальные сроки, которые для региона определены с 22 по 27 мая. Посеяли три культуры: мягкая пшеница, твердая пшеница, соя. При посеве также вносились удобрения. А позже, по вегетации, дополнительно была проведена подкормка жидкими удобрениями.
- На своих полях мы ничего этого не делали, - пояснил Канат Адильбеков. - Аммофос в почву мы вносим только по парам. А им давали все, что они просили, все обеспечивали вовремя – от сроков самого сева до опрыскивателей для внесения инсектицидов и фунгицидов. Так что, ни вредители, ни болезни ущерб урожаю не нанесли.
Тем не менее, результаты опытного «канадского» поля оказались на уровне полей самой агрофирмы «Родина», которая сеет семена казахстанской и российской селекции.
Читать по теме: Семена Карабалыкской СХОС выстояли в жару
Естественно, урожайность различается от поля к полю, поскольку различны и почвы, и влагообеспеченность. И на паровых участках показатели выше.
- На одном своем паровом поле мы сеяли сорт «Шортандинская 2012» селекции НПЦЗХ им. А. Бараева, получили 20,9 ц/га, – рассказал Канат Адильбеков. - Этим сортом мы занимаемся с 2017 года – с тех пор, как стали элитсемхозом. Выращиваем и реализуем семена по Казахстану. Российский сорт «Старт» дал 20,4 ц/га, тоже на паровой клетке. То есть, результаты на уровне канадских сортов.
Были проведены и анализы на качество полученного зерна. Особых отличий тоже не было. Клейковина казахстанского сорта «Асыл Сапа» (селекция ПНЦЗХ им. А. Бараева) - 29,5%, российского сорта «Старт» - 27,9%. Канадские сорта мягкой пшеницы по клейковине показали 27,3%, второй – 32%.
Генетика против природы
Конечно, Канат Адильбеков следил за развитием эксперимента, осматривал поля. Несмотря на то, что удобрений тут было внесено намного больше, ничего выдающегося эти поля не показывали и в период вегетации. Для него, как и для других опытных специалистов, отсутствие обещанных рекордов неожиданностью не стало. Ведь если дилетанты верят в чудеса, то эксперты – в науку. А она указывает на основной лимитирующий фактор для роста урожайности – наличие влаги.
- У нас влаги на те урожаи, которые они озвучили, не хватает, однозначно, - подчеркнул Канат Адильбеков. - Все ведь зависит от этого. В нашей природно-климатической зоне, на темно-каштановой почве, максимум можно рассчитывать на 25 – 27 ц/га. Но не более этого. Чудес не бывает.
Этот вопрос – ключевой для понимания результатов эксперимента. Как ранее рассказывал порталу ElDala.kz директор ТОО «Найдоровское» Павел Лущак, влага – основной лимитирующий фактор в природно-климатической зоне Казахстана. Для формирования 1 центнера урожая в среднем нужно 16 – 20 мм влаги. То есть, с казахстанскими среднегодовыми 300 мм можно рассчитывать как раз на 20 ц/га. И то, при условии грамотного подхода.
- Чтобы у нас получать урожай 50 ц/га, надо минимум 700-800 мм осадков, - рассказал Павел Лущак. - Все остальное - это просто фантастика. А семена - это только 30% успеха, любой агроном вам это скажет. Поэтому в первую очередь нужно учиться накапливать влагу и рационально ее использовать, и мы это делаем. Мы сейчас пришли к тому, что нам для формирования 1 центнера нужно 12-14 мм. Этого мы добиваемся за счет того, что проводим зяблевую обработку и накапливаем в почве больше зимней влаги. Потом, весной после сева делам прикатку. Вот такие маленькие преимущества и приводят к большим результатам.
Кстати, с учетом использования всех этих агротехнологий, средняя урожайность зерна в «Найдоровском» в нынешнем году составила порядка 20 ц/га. На отдельных участках, где фермер также проводит собственные эксперименты с новыми сортами, показатели были выше. Так, сорт «Айна» Карабалыкской СХОС показал 28,6 ц/га – лучший среди сортов казахстанской селекции. Были еще российские и европейские сорта, всего десять. Урожайность опытных участков составила от 24 до 33 ц/га. Но все же, средняя по хозяйству – на уровне 20 ц/га. Потому что против природы любая генетика бессильна.
Читать по теме: Как агротехнологии помогают зарабатывать $500 с гектара
Но вернемся к влаге. В целом, нынешний сезон Канат Адильбеков оценил его благоприятный. Во всяком случае, в Акмолинской области условия сложились лучше, чем в той же Костанайской – засуха не сильно повлияла на развитие растений.
- Все-таки, 320 мм влаги нынешнего года для нашей зоны - это хорошо, - отметил агроном. - В начале июня была засуха, и посевы немного пострадали. Но после этого дожди выпали в нужных фазах, в том числе на наливе. Таким образом, наше хозяйство и смогло получить урожай зерна в среднем 17 ц/га.
Так что, можно резюмировать – все семена (и канадские в том числе) имели оптимальные возможности продемонстрировать свой потенциал в казахстанских условиях. Они его продемонстрировали – и ничем не удивил отечественных агрономов.
Опыт для простаков
В принципе, печальный итог опыта был предсказуем, отметил Иван Сауэр. Ведь дилетантский уровень организаторов эксперимент стал ему очевиден с самого начала обсуждений.
- Вот, они говорят – среднегодовые осадки в канадской провинции Саскачеван такие же, как в Акмолинской области, - значит, и урожайность должна быть такой же, - вспомнил директор «Родины». - Но дорогие мои, осадки идут в течение 365 дней. А особенность Саскачеваня и Канады заключается в том, что основная доля осадков выпадает в период вегетации. А в Акмолинской области основная доля осадков приходится на период покоя – осень, зима, весна. И эти осадки как минимум на 50% не продуктивные. Вот же в чем вопрос! Нельзя же так тупо брать и проводить параллели!
Поэтому изначально от участия в опытах Иван Сауэр отказался. Но позже согласился по просьбе знакомого «агашки» (бывшего сотрудника Минсельхоза РК) - именно таким путем и зашли в «Родину» поставщики канадской семеноводческой продукции.
- Ладно, хотите эксперимент – пожалуйста, вот вам одна клетка, выращивайте, - рассказал Иван Сауэр. - Но вопрос у меня остался: почему они выбрали агрофирму «Родина»? Понятно, что у нас тут отработанные технологии, и не смотря на любые условия, у нас высокие урожаи. То есть, они когда сюда шли, они знали, зачем. Им не нужен был объективный эксперимент, им нужен был гарантированный высокий результат для PR. Поэтому они тут и ролики снимали, чтобы потом все это красиво преподнести.
Читать по теме: По семенам зерновых Казахстан на 60% зависит от России
Рассуждая о многосерийном видеофильме, снятом в том числе и на полях «Родины», Иван Сауэр отмечает, что он рассчитан на простаков. В принципе, как и весь эксперимент. Ведь если бы целью было действительно показать профессионалам, как работает придуманная «архитекторами» схема, для опыта нужно было выбирать не поля крепкого хозяйства, а взять бросовые земли рядом с Нур-Султаном. И там отработать предложенную систему от а до я.
- Но там же нужна техника, нужна инфраструктура, - отметил Иван Сауэр. - И кто им все это на блюдечке принесет? Кто механизаторов обучит? Кто технику купит? Вот и думайте: если им не по силам такое на 5 тыс. га организовать, то о каких 5 млн га можно речь заводить? Это не ролики снимать, и не слайды на компьютере рисовать. В жизни все гораздо сложнее. Так что, понятно, что проект этот мертвый. Даже если бы это и были на самом деле какие-то чудо-семена, к ним ведь нужна масса всего другого.
Буратино на новый лад
Конечно, кто-то в красивую историю очень хотел поверить. Такова уж сущность человека – ждать чудес. Это хорошо отражено в сказке про Буратино, который пришел на Поле Чудес, закопал в землю золотые монетки и стал ждать, когда вырастает денежное дерево. Дело было в Стране Дураков.
- Не люблю, когда дурят людей, - обозначил свою позицию директор «Родины». – При этом, с удивлением вижу, что многие попадаются на эту удочку. Мол, 30 лет страна ничего не делала в сельском хозяйстве, и вот пришли - спасители. Это же оскорбление. На самом деле, у нас есть крепкие хозяйства, которые за 30 лет сделали очень многое. У нас достаточно показателей, по которым мы превосходим западных коллег. Да, нас не так много, как хотелось бы. Но чем больше нас будет, тем меньше людей станут верить таким вот «архитекторам».
Читать по теме: ТОП-50 крупнейших поставщиков семян в Казахстане
Ну, а пока свои семена со склада «Родины» организаторы эксперимента увезли в трейдерскую компанию. Что с ними будет дальше, не известно. Иван Сауэр рассказывает, что его коллегам уже предлагают эти семена по заоблачным ценам. Естественно, те звонят ему, чтобы узнать правду.
- Первоначально у меня была мысль, что «архитекторы» сами обманулись. Понятно, что дилетанты, ребята с паркета. Много таких было, кто брался за подобные проекты. Но сейчас, глядя, как они все это закручивают, я понял, что у них далеко идущие планы. Так что, я всем реальную картину с этими семенами обозначаю.
- Чем, думаете, закончится проект «Архитекторов будущего»?
- Нет у них будущего. Они дилетанты, а у дилетантов финиш всегда один – пшик. Все хайпование вокруг этой темы скоро закончится. Ведь после обнародования результатов всем всё стало ясно. Думаю, они и сами видят, что у них все лопается, вот и ведут себя таким образом. Кстати, когда весь этот шум начался, я позвонил тому агашке, который их ко мне привел. Он мне отвечает: «Да я с ними уже разошелся».
- Глава костанайского агрохолдинга Olzha Agro Айдарбек Ходжаназаров позвал «архитекторов» в следующем году поработать у него на полях. Как думаете, поедут?
- Нет, думаю, не поедут. Да и какой смысл этот эксперимент продолжать? В нынешнем году они уже показали все, на что способны – и сами «архитекторы», и их семена.
Сергей Буянов, впервые опубликовано на ElDala.kz