Ну, ладно-ладно, не открытие. Слишком громкое слово, да. Но любому археологу так приятно найти вещь, известную по древним изображениям. Хотя мы забегаем вперед, а начинать, как учила Алису Гусеница в "Алисе в Зазеркалье", надо с начала.
Мы уже рассказывали, как одному дизайнеру пришло в голову "оживить" погребальные портреты древних египтян. Портреты эти называются в современной науке фаюмскими/файюмскими - по месту их крупной находки. Конечно, современники - обитатели Древнего Египта в период римского владычества над ним - если и имели для таких портретов название, то оно до нас не дошло. Но, скорее всего, это были просто погребальные доски, которые писали под заказ.
Портреты писали не только под заказ, но и с натуры. Хотя и не всегда они один в один передавали черты лица модели - существовал определенный "стиль", что ли, для таких портретов.
Украшения и одежда на файюмских портретах также, что называется, аутентичные. Как заказали - так и нарисовали. Прически часто встречаются на сохранившихся мраморных бюстах той эпохи.
И вот болгарские археологи недавно нашли серьгу с файюмских портретов! Да не с одного - такая, видимо, была популярная модель.
Находка была сделана в начале октября в археологическом парке Деульта под городом Бургасом. В доримское время здесь располагался городок Девельтон, который римляне колонизировали в I веке н.э.
- Колонизировали - значит, вывели сюда колонистов из граждан Империи. Обычно так часто поступали при завоеваниях. Прямо в город, вытесняя аборигенов, заселялись вышедшие на пенсию легионеры со своими семьями. Иногда для них строили дома рядом - тогда получалась колония около местного поселения.
Колония около Девельтона формировалась из ветеранов VIII Августова легиона. За что закономерно получила название Colonia Flavia Pacis Deultensium, или - сокращенно - Деульт.
Как и положено римскому городу, Деульт имел термы - общественные бани. Именно при раскопках этих бань археологи и обнаружили серьгу. Теперь уже и не скажешь, как точно она туда попала. Возможно, её хозяйка забыла снять при посещении или сняла да обронила. И нашли серёжку через две тысячи лет.
- В золотом щитке найденной серёжки - стеклянная паста белого цвета. К щитку мастер прикрепил перекладинку в виде плетеной ленты, тоже из золота. На перекладинке есть три золотых петельки, к которым крепятся "витые шнурочки" из золота. "Шнурочки" заканчиваются нанизанной, как кажется, жемчужинкой. Но на самом деле, это тоже стеклянный шарик, просто сделанных "под жемчуг".
Хотя при раскопках ювелирные изделия находят довольно часто, и даже более солидного возраста, но тут специалисты узнали в потеряшке модное украшение начала I тысячелетия. И знаете, откуда оно им знакомо? Правильно, с файюмских портретов.
Узнаете серёжку? Но это ещё не все. Ювелирные мастера не только копировали популярные образцы украшений, но и разнообразили модели. Что также запечатлели безымянные живописцы файюмских портретов.
Здесь ювелир увеличил число подвесок до четырех, сохранив общий вид украшения. Кстати, заметно, что матроны на портретах сочетают серьги с "жемчужными" подвесками с ожерельями, украшенными также.
А здесь мастер, кажется, удалил щиток как центр композиции и уменьшил число подвесок. Правда, украшение от этого менее эффектным не стало. В паре с ним выступает сложного плетения золотое ожерелье.
Вот такая глобальная история стоит за маленькой находкой на восточной окраине Римской империи.
Источник: Наука и жизнь - Затерявшееся античное украшение.
Благодарим вас за интерес к нашим материалам. Если статья вам понравилась - поставьте, пожалуйста, лайк. Если хотите её дополнить или обсудить - добро пожаловать в комментарии. А если хотите и в будущем следить за нашими публикациями - подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены". Спасибо за ваше внимание!