Посол Бразилии Сержиу де Кейрос Дуарте и доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) Екатерина Михайленко обсудили Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который вступит в силу в январе 2021 года и может навести мост или углубить разрыв между ядерными и неядерными странами.
24 октября Гондурас стал 50-й страной, ратифицировавшей ДЗЯО, что обеспечило вступление в силу юридического документа по искоренению ядерного оружия 22 января 2021 года. В новой форме договора предлагается, чтобы ядерное оружие, наравне с химическим и биологическим, стало незаконным, что вынудило бы страны-обладатели ликвидировать свои ядерные арсеналы. Пять стран, которые имеют ядерное оружие на законных основаниях — США, Россия, Китай, Франция и Великобритания — выступают против ДЗЯО, который не учитывает проблемы безопасности в современном мире.
С другой стороны, неядерные государства и неправительственные организации обвиняют страны, обладающие ядерным оружием, в желании сохранить свой ядерный статус на неопределенный срок, не принимая во внимание безопасность стран, которые предпочли не иметь оружия массового уничтожения. Дебаты о ДЗЯО могут либо увеличить разрыв между неядерными и ядерными государствами, либо, наоборот, сбалансировать игру и стать основой для построения более безопасного мира для всех.
ДНЯО. О нераспространении и разоружении
Ядерное оружие является предметом самого успешного договора в современных международных отношениях: Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Подписанный 189 странами, ДНЯО остановил распространение ядерного оружия. В 1961 году президент США Джон Кеннеди считал, что в 1970-х годах до 25 стран получат ядерные арсеналы. На сегодня только семь государств подтверждают наличие этого вида вооружения. Однако ДНЯО не совсем эффективен в применении статьи 6, которая касается ядерного разоружения.
«Не было четких мер по разоружению, напротив, ядерные страны, несмотря на сокращение количества имеющегося у них оружия, экспоненциально увеличили свою способность к уничтожению», — сказал «Спутник.Бразилия» посол Сержиу де Кейрос Дуарте.
По мнению посла, ядерные страны «продолжали интерпретировать ДНЯО как разрешение делать то, что они хотят, как будто [договор] не вынуждает их принимать четкие меры по ядерному разоружению».
«Со стороны неядерных государств было требование, чтобы государства-обладатели представили план действий, график с указанием сроков разоружения, — рассказала „Спутник.Бразилия“ эксперт по ядерному нераспространению Екатерина Михайленко. — Но этого не произошло».
Чтобы попытаться укрепить разоружение, группа из семи стран, в которую входила Бразилия, предложила создать ДЗЯО на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.
«С точки зрения режима нераспространения [ядерного оружия] поляризация между ядерными и неядерными странами уже была реальностью до разработки ДЗЯО, — считает исследователь. — ДЗЯО — не причина этой поляризации, а симптом».
Это разногласие между ядерными и неядерными государствами сопровождалось растущей мобилизацией гражданского общества. Международная кампания за ликвидацию ядерного оружия (ICAN) мобилизовала процесс продвижения ДЗЯО и была удостоена Нобелевской премии мира в 2017 году.
Как поможет ДЗЯО?
По мнению организаций гражданского общества, выступающих за разоружение, необходимо запретить ядерное, как и химическое, и биологическое оружие.
«Существует правовой пробел, поскольку запрещены все виды оружия массового уничтожения, кроме ядерного, — отметила Михайленко. — В настоящее время ограниченное число государств имеет ядерное оружие, по сути, законным образом».
Таким образом, одной из целей ДЗЯО было бы сделать обладание ядерным оружием де-нормой.
«С идеальной точки зрения, ДЗЯО очень правильный договор. Он предлагает поставить во главу угла жизнь человека, безъядерный мир. Договор определяет, что обладание ядерным оружием является чем-то опасным, что может иметь очень серьезные последствия», — подчеркнула исследователь.
Что говорят ядерные державы?
Несмотря на благие намерения ДЗЯО, обладающие ядерным оружием страны (США, Россия, Китай, Франция и Великобритания) считают, что договор не отражает реалистичных вызовов современной международной безопасности.
«По мнению этих стран, ДЗЯО не учитывает объективную реальность, в которой вопросы безопасности достаточно сложны, — сказала Михайленко. — Доктрины безопасности всех ядерных государств основаны на политике сдерживания, в которой ядерное оружие играет центральную роль».
После открытия ДЗЯО для подписания Департамент нераспространения ядерного оружия МИД России провел исследования, в ходе которых возник ряд вопросов, касающихся текста ДЗЯО. Есть опасения, что страны, подписавшие ДЗЯО, чувствуют себя вправе выйти из ДНЯО и, следовательно, перестают подвергаться инспекциям Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ), которое гарантирует, что эти страны не будут разрабатывать ядерное оружие.
«Технически это может случиться, — признала Михайленко. — Но это не было намерением тех, кто составлял договор. В тексте ДЗЯО говорится, что договор является дополнением, а не заменой ДНЯО».
Несмотря на вопросы, Михайленко отмечает, что Россия выражает более гибкую позицию в пользу подхода, при котором она понимает, почему был предложен ДЗЯО, но выражает свое несогласие. По словам эксперта УрФУ, хотя позиция России в настоящее время основывается на юридических аргументах, наша страна также указывает на выход США из соглашений о контроле над ядерными вооружениями как на одну из причин, по которой Москва не готова обсуждать ДЗЯО.
УрФУ — один из ведущих университетов России, участник проекта 5-100, расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных университетских игр 2023 года. Вуз выступает инициатором создания и выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука».