Рутинная процедура – вставить ключ в замок зажигания и повернуть. Однако порой в ответ на это действие ровным счетом ничего не происходит. И тогда приходится искать причину неисправности, чаще всего проблема в севшем аккумуляторе. В этом случае нужен буксировщик или эвакуатор, а то и приходится покупать новую АКБ. Только после того, как автомобиль завелся, надо считать затраты. Хотя они будут всегда, даже если все прошло штатно.
О некоторых характеристиках АКБ
Основной параметр, характеризующий аккумулятор – емкость. Измеряется она в Ач (Ампер-часах) и приводится на маркировке АКБ. По сути дела, ее величина показывает, какой ток и в течение какого времени сможет отдавать аккумулятор. Так, емкость 60 Ач означает, что батарея сможет отдавать ток 1А в течение 60 часов.
Другая особенность АКБ – способность кратковременно отдавать большой ток, он еще называется пусковым или током холодной прокрутки.
Используется параметр для оценки пусковых характеристик батареи при запуске ДВС, при этом стартер в первые моменты от АКБ забирает ток до 200 А, через доли секунды, по мере раскрутки коленвала ДВС, потребление от аккумулятора значительно уменьшается. Сразу надо уточнить, что речь идет о бензиновом двигателе объемом 1,5 литра. И величина пускового тока двигателя зависит от многих факторов (температуры, качества и типа масла, изношенности мотора и т.д.) и может значительно изменяться.
Для полноты картины надо упомянуть такой параметр как саморазряд аккумулятора. Он означает уменьшение емкости из-за процессов, происходящих внутри АКБ. И его величина может составлять до 2 % в день при нормальных условиях; при изменениях температуры, как зимой, так и летом, саморазряд увеличивается.
Потраченную аккумулятором энергию восполняет генератор, который начинает снабжать всех потребителей электроэнергией, да еще заряжать АКБ, после запуска ДВС.
Сколько энергии забирает один пуск ДВС?
Давайте посчитаем. Поступим формально. При пуске АКБ отдает ток 200 А. Исправный ДВС запускается за 5 секунд или за 0,00138 часа. Для простоты расчета округлим до 0,001 часа. Значит, мы потратим 200 А * 0,001 ч = 0,2 Ач. Это будет 0,33% от первоначальной емкости АКБ.
На первый взгляд не так уж и много. При нормальных условиях такой расход энергии никак не скажется на характеристиках АКБ, что и подтверждается практикой при эксплуатации автомобиля при положительной окружающей температуре. Однако все будет совсем не так при значительном ее изменении.
А как обстоят дела на самом деле?
Пониженная температура вносит свою лепту, при похолодании до минус 20 °С и разрядном токе 0,1С первоначальная емкость батареи падает на 40%. А если потребуется больший ток, то почти до нуля (см. график ниже).
Таким образом, на первый взгляд небольшого количества энергии при запуске ДВС, которое должен обеспечить аккумулятор, в зимних условиях может просто не найтись. Особенно если батарея была разряжена и простояла длительное время на морозе. И чем холодней на улице, тем больший ток необходим стартеру для запуска ДВС, а это приводит к еще большему уменьшению емкости.
Получается замкнутый круг – чем больше потеря емкости, тем меньший ток может отдать АКБ, тогда как для запуска мотора его требуется больше, чем может отдать батарея.
Так что же делать?
Ничего необычного не требуется, нужно просто контролировать состояние АКБ. И самое главное – не оставлять ее разряженной, даже независимо от погоды за окном. Это хотя бы возможно позволит избежать проблем с запуском автомобиля утром (если не очень холодно и батарея не слишком изношена). А самое простое – правильная организация режима движения машины, особенно если предстоит длительная стоянка.
В первую очередь постараться обеспечить зарядку АКБ во время движения, для чего:
- избегать режима движения "такси", на короткие расстояния с частыми и длительными остановками и пусками ДВС;
- давать возможность прогреться АКБ, замерзшая батарея не принимает заряд;
- обеспечить работу ДВС в оптимальном режиме, на 2000 оборотах. В этом режиме генератор вырабатывает достаточно энергии для быстрого восстановления заряда аккумулятора.
Если сказанное выше будет выполняться регулярно, то это как минимум позволит относительно безболезненно пережить зимний период и сохранить АКБ. В противном случае ценой пуска ДВС в холодное время года станет приобретение нового аккумулятора взамен погубленного неправильным обращением.
Заключение
Зимой для сохранения АКБ можно принимать и экстраординарные усилия, например помещать его в термокейс или снимать и на ночь заносить домой. Однако, все это хлопотно и утомительно. На самом деле в большинстве случаев достаточно просто соблюдать изложенные выше рекомендации, и при отсутствии лютых морозов батарея вашего автомобиля будет работать вполне успешно весь зимний сезон.
Читайте также на acums.ru