Найти тему
Unisender

Как не попасть в спам при email-рассылке писем. Инструкция для новичков и бывалых

Оглавление

Автор — Оля Фролова

Спамом считаются письма, на которые пользователь не дал согласие. Но email-рассылка может попасть в спам и по ошибке. Такое случается, если алгоритмы почтовиков заподозрят нарушения, которых на самом деле не было. Например, сочтут подозрительным резкое увеличение базы и по ошибке отправят рассылку в спам.

Опытные email-маркетологи стараются не допускать даже таких ошибочных попаданий — это вредит бюджету компании и съедает много лишнего времени. Поэтому мы расскажем, как не попасть в спам по ошибке.

За что можно попасть в спам

Спам-фильтры Gmail, Яндекс.Почты и Mail.ru сортируют все входящие письма по особым алгоритмам. Точные механизмы почтовики не раскрывают, но дают рекомендации, как не попадать в спам.

У всех почтовиков есть 4 основных критерия, по которым они решают, в какую папку попадет письмо.

1. Рейтинг отправителя. Он формируется на основе действий маркетолога и реакции подписчиков на письма. Анализируется история домена, качество базы, жалобы на спам и десятки других факторов. Каждый из пунктов имеет свой вес в рейтинге. В блоге Mail.ru, например, заявили, что уведомления о действиях друзей в соцсетях или некоторые виды транзакционных сообщений часто удаляются без прочтения, их влияние на рейтинг отправителя будет небольшим.

2. Информация об отправителе и заголовок письма. Почтовики анализируют почтовый адрес отправителя и тему письма, а также помнят историю отправки. За каждую рассылку почтовики начисляют или списывают баллы рейтинга. Например, если домен уже был замечен в спаме, ко всем следующим рассылкам почтовики будут относиться с подозрением.

3. Контент письма. Спам-фильтры оценивают содержание писем: насколько они удобны для пользователей и нет ли в них намеков на спам. Например, спамеры часто злоупотребляют словами «бесплатно», «купить», «не пропустите» — это может косвенным признаком спама.

4. Поведение пользователей. Почтовики оценивают, как пользователи реагируют на письмо, например, жалуются ли они на спам. Если пара подписчиков пометят письмо как спам или отпишутся, — ничего страшного. Но если жалобы станут обыденностью, то рассылки с большей вероятностью будут попадать в спам.

Вот что советуют делать почтовики, чтобы письма не попадали в спам.

Разобраться с техническими настройками

В первую очередь спам-фильтры проверят техническую сторону письма и домен отправителя. С высокой долей вероятности массовая рассылка попадёт в спам, если отправлять письма с бесплатной почты, например оканчивающейся на @mail.ru. Логика почтовых служб такая: если у компании нет сайта, то откуда взяться базе подписчиков?

Как решить проблему:

Завести корпоративный почтовый ящик, если у вас его ещё нет. Например, если домен компании example.com, то ящик должен заканчиваться на @example.com. Завести корпоративный ящик можно бесплатно в Яндекс и Mail.ru или от $5,40 за пользователя в Gmail.

Настроить аутентификацию корпоративного ящика и домена. Это ваш email-паспорт: почтовые службы просканируют его и поймут, что с рассылкой все ок. Рассказываем, как настроить аутентификацию.

Если вы пользуетесь сервисом рассылки, то можете обратиться в его поддержку — вам помогут разобраться с аутентификацией и корпоративным ящиком.

Правильно брать согласие на рассылку

Собирайте собственную базу подписчиков. Нельзя отправлять рассылку по купленным базам и адресам, собранным из открытых источников. Это явный признак спама. Помимо штрафа компания может попасть в чёрный список отправителей. Это значит, что почтовики заблокируют письма с домена компании.

Законно собирать базу подписчиков можно через:

  • Форму подписки на сайте.
  • Регистрацию на полезный вебинар.
  • Рекламу в партнёрских рассылках.
  • Офлайн-мероприятия и нетворкинг.
  • Конкурсы в социальных сетях.
  • Онлайн-чат.

Используйте подтверждение подписки в два шага (double opt-in). Шаг 1 — пользователь оставляет контактный email в форме подписки. Шаг 2 — на указанный адрес приходит письмо с просьбой подтвердить подписку. При таком методе в базу не попадают несуществующие адреса. Плюс база формируется из заинтересованных пользователей, давших согласие получать письма.

Шаг 1. Пользователь оставляет email
Шаг 1. Пользователь оставляет email
Шаг 2. Подтверждение подписки
Шаг 2. Подтверждение подписки

Настройте ссылку отписки в каждом письме. Интересы пользователей меняются и это нормально. Дайте им возможность отписаться от рассылки в любое время. Факт отписки не влияет на репутацию отправителя. А вот если пользователь не найдёт ссылку на отписку, то с высокой вероятностью он нажмёт на кнопку «спам».

Следить за качеством базы подписчиков

Регулярно очищайте базу от устаревших и несуществующих адресов. Почтовые ящики пользователей могут меняться, а вы будете продолжать слать письма на них. Почтовики оценивают качество базы, и если там много несуществующих адресов, репутация понизится. Логика такая: отправитель не следит за подписчиками, не удаляет адреса, а значит некоторые из контактов не заинтересованы в рассылке. Чтобы не попасть в спам, удаляйте неактивные адреса хотя бы раз в месяц.

Статистику недоставленных писем можно посмотреть в аналитике сервиса рассылки
Статистику недоставленных писем можно посмотреть в аналитике сервиса рассылки

С осторожностью отправляйте письма по старым базам. Если подписчики давали согласие на рассылку полгода назад, то они могли легко забыть о вашей компании. Массовая рассылка по таким контактам может зарубить email-маркетинг — люди начнут массово отписываться и жаловаться на спам.

Устаревшую базу можно попробовать реанимировать. Мы подробно писали, как это сделать, в нашем блоге.

Наращивать объем базы постепенно

Почтовики могут счесть подозрительным резкое увеличение базы подписчиков. Вот два правила, которые помогут не попасть в спам, если вы добавляете новые адреса:

  1. Не отправляйте сотни писем по новым адресам: начните с небольшого объема в 50-100 email и постепенно увеличивайте их число.
  2. Следите за доставляемостью сообщений и реакцией новых подписчиков. Это поможет вовремя заметить ухудшение метрик и принять меры: удалить неактивные адреса, снизить объемы добавления новых подписчиков.

Следить за контентом писем

Спам-фильтры всегда анализируют контент письма и помечают подозрительные сообщения спамом.

Несколько ошибок в верстке, из-за которых письмо может попасть под подозрение:

  1. Сокращенные ссылки. Алгоритмам почтовиков сложно определить конечную ссылку для перехода, поэтому сокращатели в массовых рассылках лучше не использовать.
  2. Битые ссылки. Проверьте работоспособность сайта на разных устройствах. В первую очередь спам-фильтры применяются к письмам со ссылками на неработающие страницы.
  3. Наличие вложений. Большинство вложений фильтры не могут проверить — это негативно отразится на рейтинге отправителя.
  4. Наличие текста капслоком и стоп-слов. Алгоритмы почтовиков анализируют миллиарды сообщений, в том числе и письма от спамеров. Обычно яркие шрифты и капслок не расценивается спам-фильтрами как что-то ужасное. Но если у отправителя проблемы с качеством базы или люди часто жалуются на спам, то даже мелочи в верстке могут снизить репутацию. Например, почтовики будут карать компанию за слова «бесплатно», «скачать», «без вложений», «100%».
  5. Письма из картинок. Кроме изображений в рассылке обязательно должен быть текст.

Что сделать перед отправкой, чтобы письмо не попало в спам

Отправьте письмо на несколько тестовых ящиков в самых популярных почтовиках. Проверьте, попадают ли письма во «Входящие» и нормально ли они отображаются на разных устройствах.

Дополнительно можно проанализировать письмо в бесплатном сервисе Mail-tester. Он оценит рассылку на «спамность» и скажет, что можно улучшить.

Сервис оценивает письмо по 6 критериям. Каждый пункт можно посмотреть детальнее
Сервис оценивает письмо по 6 критериям. Каждый пункт можно посмотреть детальнее

Вы попадали в спам? Расскажите, как вытащили рассылку из спама в комментариях!