Мода на карточные игры вспыхнула в царской России в годы правления Екатерины II. Играли почти все – и богатые дворяне, и бедные чиновники, и простые горожане. Дело дошло до того, что не играть (особенно человеку военному) считалось неприличным.
Это пикантное, но печальное явление российской действительности, разумеется, не могло пройти мимо внимания известных писателей, которые, кстати, сами играли. Одни отдавали дань моде, как, например, М. Ю. Лермонтов или Л. Н. Толстой, другие, напротив, играли со страстью и увлечением, как А. С. Пушкин, Н.А. Некрасов.
Это пикантное, но печальное явление российской действительности, разумеется, не могло пройти мимо внимания известных писателей, которые, кстати, сами играли. Одни отдавали дань моде, как, например, М. Ю. Лермонтов или Л. Н. Толстой, другие, напротив, играли со страстью и увлечением, как А. С. Пушкин, Н.А. Некрасов.
Самый убежденный карточный игрок русской классической литературы – Герман, главный герой повести Пушкина «Пиковая дама». Для него карты были больше, чем развлекательно-финансовой игрой – он жил ими и ради выигрыша не гнушался ни обманом, ни угрозами. Пагубная страсть настолько сильно захватила его душу и ум, что он стал невольным виновником смерти старой графини, ударился в мистицизм и быстро сошел с ума.
Курьезный случай описан в поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Сюжет произведения прост: красивая, молодая супруга старого казначея умирает от скуки в провинциальной глуши. Когда в городе по долгу службы появляется красавец-улан, она по уши влюбляется в него. А затем этот молодец выиграл очаровательную казначейшу… в карты. Случай, конечно, фантастический, хотя некоторые литературоведы находят ему подтверждение в истории московской знати.
Иначе играл герой романа-эпопеи «Война и мир» Николай Ростов. На пирушке он сперва не хотел брать карты в руки, однако поддался на шутливые уговоры своего приятеля Долохова и в один вечер проиграл крупную сумму денег. Ему было очень стыдно перед отцом, который даже его не упрекнул за эту глупую и разорительную выходку.
Эпизодические персонажи не отстают от главных. В вечер объяснения Маши с Дубровским Кирилла Петрович играет с соседями в бостон; офицеры в повести «Выстрел» также развлекаются карточной игрой.
Главный герой драмы «Маскарад» Арбенин обладал удивительной способностью – не проигрывать в карты. По его собственным словам, он изучил все тонкости игры, которая по этой причине ему скучна. Герой садится за карточный стол лишь для того, чтобы разгорячить кровь и отыграть проигрыш знакомого.
Нездоровое отношение к картам сложилось у поручика Вулича – героя повести «Фаталист». Во время смертельно опасной перестрелки он не мог оторваться от игры и денег, а, испытывая судьбу на прочность с помощью русской рулетки, выстрелил себе в лоб (с осечкой) в момент приземления карты.
Азартный интерес к карточным играм – своеобразный феномен русской жизни 19 века, который перешел и в следующее столетие. Писатели в художественной форме показали его пагубное влияние на человека, который в момент игры уже не принадлежал самому себе.